Среда, 24.04.2024, 07:25
Приветствую Вас Гость

Мифологический словарь

!Уважаемый посетитель!
!Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или зайти на сайт под своим именем!

Словарь

Разделы с А до Н            Разделы с О до Т               Разделы с У до Я

авест. — авестийский      
аккад. — аккадский 
англ. — английский                      
араб. — арабский
ацтек. — ацтекский
библ. — библейский
будд. — буддизм
бурят. — бурятский
вал. — валлийский
виз. — византийский
герм. — германский
греч. — греческий
др.— древне-вост. —восточно-евр. — еврейский
европ. — европейский 
егип. — египетский
зап. — западно-инд. — индийский 
индуист. — индуистский
иран. — иранский
иуд. — иудейский
кельт. — кельтский
кит. — китайский
кор. — корейский
лат. — латинский
монг. — монгольский
мусулъм. — мусульманство           
рим. — римский
рус. — русский
семит. — семитский
сканд. — скандинавский
слав. — славянский
ср.— средне -тибет. — тибетский
тур. — турецкий
фин. — финский, карело-финский
финик. — финикийский
христ. — христианство
шумер. — шумерский
южн.— южно-
яп. — японский

Мифология – это олицетворение представлений об устройстве мира людей, живших много веков назад. В наши дни в своей повседневной жизни через произведения искусства, фразеологизмы, и т.д. человек постоянно сталкивается с персонажами и образами, пришедшими и мифов Древней Греции, Рима, Египта и т.д. Современный словарь по мифологии содержит в себе толкования терминов, проникших в наш язык из мифов. Современный мифологический словарь – это полноценная энциклопедия мифологии, где объясняется иерархия персонажей древних сказаний, описываются удивительные истории, являющиеся основой для современной культуры.


ЭЗОТЕРИ́ЧЕСКИЙ [тэ], ая, ое [< греч. esōterikos внутренний]. спец. Тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т. п.); противоп. экзотерический.

Эзотери́зм - «определение философским мировоззрением субъективного познания природы и окружающего мира, по утверждению лидеров мистических течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц» (Рене Генон). Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».


В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм — учения о скрытой мистической сути объектов мира и человека; область изучения эзотерики — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души. Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, нейдан внутри даосизма, йога внутри индуизма, дзен внутри буддизма, исихазм внутри православия и каббалу внутри иудаизма/

В принципе эзотерикой можно обозначить любую скрытую практику, исходя из семантического значения этого слова.

Древний эзотеризм


Самое известное движение эзотеризма древнего мира — герметизм — Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, который иногда называют «Алхимией Духа» (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).

Эзотерические практики востока дали основу для формирования последующих движений Западной мистики.

Эзотеризм характерен дуализмом между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в иудаизме). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разносности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.

Средние века

Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени. Считается, что эзотеризм (точнее оккультизм) настроен против Библии или христианства, и, действительно, Ветхий Завет содержит весьма категорические запреты в отношении оккультных практик, а ряд текстов Нового Завета противостоит проникновению гностической ереси в христианское вероучение.

Хотя были и такие христианские мистики, как Св. Августин Аврелий, Фома Аквинский и др., которые в своих трудах не исключали мистического понимания и воссоединения с Богом. А православие до сих пор верует в ряд святых, которые пережили встречи с ангелами. То есть эзотерика как понятие имеет место и в христианстве.

У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали как непрерывные традиции, иногда терялись и появлялись вновь. Так, европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVII-м столетии Орденом розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.

Эзотеризм в XIXXX веках

На эзотерические учения XX-го столетия оказали сильное влияние философские идеи Е. П. Блаватской, основательницы Теософского общества.

Цели эзотерических систем


Цели эзотерических систем совпадают с религиозными, но связи с определённой религией может и не быть. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для расширения сознания. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания (расширение сознания), которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзо-систем, носят устойчивый характер. В более широком смысле: цель самотрансформации лежит вне зоны личностного саморазвития, то есть «изменение личности» — лишь средство, а целью является итоговое расширение сущностного мировосприятия.

 Эзотерика и психология

Психология является научной основой для описания психо-состояний и имеет лишь отчасти связь с парапсихологией, так же как с мистицизмом, оккультизмом, эзотерикой, психология имеет еще меньше общего.

Эзотерика и оккультизм

Так как эти понятия можно отнести к почти синонимическим связям семантического понимания, то следует все относящееся к эзотеризму отнести к оккультизму. Так как лексикологически всё таки имеются два слова, то следует заметить, что понятие "эзотерика" как относительно сугубо личное определение некоторых авторов (см. Рене Генон) и далее просто вошедшим в мировом языке, как определение всего мистического в истории философской мысли мира.

Ограниченному уму при поверхностном взгляде кажется, что религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом.


Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе.
 

Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни.

Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как "устроена" каждая из них. Любая религия имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении - это представления о сверхъестественном, нематериальном мире.

Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена троена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг.

И человек должен учитывать это, соотнося своё поведение с определёнными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.

Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.

Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - всё это укрепляло веру и помогало поклонению.

Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы.

Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое - внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ.

Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвящённых - внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. "eso'terikos" - "внутренний", "скрытый"), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.

Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. "mystikos" - "таинственный").

Мистика - это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.

Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме (дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме ("внутренняя" алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии - исихазм; в католичестве - последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.


 Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. А вот большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, совершенно не понимая её и поэтому считая вредной ересью. Они правы: ведь их заботят не поиски совершенства, а "защита веры". 

Такие "религиозные деятели" превращают свои религии в социальные организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся на мёртвых догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей, первоначальные идеи почти всегда быстро умерщвлялись их последователями, начисто лишёнными харизмы и потому озабоченными распространением "истинной тинной веры" и созданием соответствующих социальных институтов. Поэтому ни один яркий мастер не умещался в рамках существовавших в его время традиций (т. к. они были уже мертвы), а создавал новую, в свою очередь благополучно умерщвленную его "последователями".


Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с чёрной магией, однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне "белого" и "чёрного" начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям "светлых" сил).

 Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "mesos" - "средний"), т. е. срединным учением между обычными знаниями - экзотерикой (от греч. "exo'terikos" - "внешний") и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так возникла мезотерика. Домашнее задание: назвать школы и наиболее видных представителей мезотерики (пользоваться признаками, которые изложены в первых трёх предложениях данного абзаца).

Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии (в идеальной "здоровой" религии) дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний.


 Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а её внутреннюю (эзотерическую) часть - с душой. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвящённых.


Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz