Слова АЛА по АЛД
АЛА - Хала. От турецк.-балк. «змея») — у южных славян дракон
или змей. С алами борется атмосферный демон южных славян.
АЛАЗЛАМ – (араб.),
метод гадания по стрелам. Применяли разные способы, например, брали 3 стрелы,
на одной писали – «повелеваю», на другой – «запрещаю», третью оставляли без
надписи; опускали стрелы в колчан и вынимали первую попавшуюся. Если вынимали
стрелу с надписью «повелеваю», то смело приступали к задуманному делу, когда
вынимали стрелу с надписью «запрещаю», – воздерживались начинать задуманное.
Если вынимали стрелу без надписи, то гадание повторяли – либо сразу, либо
спустя некоторое время.
АЛАЙЯ – (санскр.
хранилище), свойство сознания, место, где содержатся «семена» всех ментальных
впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются
возможным именно благодаря этому свойству сознания. Алайя является основой или
«корнем» других видов сознания рассматривается некоторыми школами махаяны как «изначальное»
или «универсальное» сознание.
АЛАЙЯ-СОЗНАНИЕ –
(санскр.), трансцендентный дух (монада), входящий в имманентный материальный
организм человека, одухотворяющий тело. Этот дух постоянно проявляется через
материальную оболочку в виде чувств (первая сигнальная система) и в виде
сознания (вторая сигнальная система). Алайя-сознание содержит в себе все
качества Будды, но не может их реализовать из-за наличия авидьи. Но некоторые
из этих качеств пробиваются сквозь панцирь авидьи: это любовь и жалость как
самые основные качества Будды – Бога. Сущность материи и её проявления
познаются эмпирическими методами, через свидетельство опыта, в
противоположность этому проявление духа алайя-сознание познается через глубокий
религиозный опыт, через интуицию и веру. Синонимы: Алая-виджняна,
Мано-виджняна.
АЛАН МЕЛЕКЕЙ - Об этой гигантской лягушке, в прошлом веке в
Туве ученые узнали от стариков сказителей такое предание: "Земля лежит на
Алан-мелекее, лягушке Алан. Когда лягушка пошевелится, пожалуй, и земля упадет.
Однажды она пошевелилась- таки: Великое море заволновалось, как будто закипело,
и вышло из берегов. Один только старик предвидел это и выстроил плот, окованный
железом, сел в него с немногими людьми и запасом и тем спасся. Этот плот и
теперь стоит в тайге на сопке, к которой он причалил. А все остальные люди и
животные погибли". Распространена эта легенда и на Алтае. Говорят,
алтайские старики могут даже указать точное нынешнее местонахождение
мифического плота: южнее сего Улалы на горе Адыган, что на правом берегу
Катыни.
АЛАТЫРКА – (слав.).
1. Священная река, текущая с Алатырской горы. Ныне – река Баксан в Приэльбрусье
(по кабардинским легендам до IV в. именовалась рекой Альтуд). 2. Дочь Святогора
и Пленки. У греков она Электра (от названия священного камня «электрион»,
янтарь), дочь Атланта и Плейоны, родившая Дардана.
АЛАТЫРКА Баба. Жена великана – волота. Волотки — великанши,
богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали
мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли.. Алатырка. А река Алатырка
образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской
горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую
стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал: - Ты не бей в меня, не стреляй в
меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из
крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес
повернулось. Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала
в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крышня, стала рекой Алатыркой. А
когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень
поднимается по склону горы к трону Всевышнего.
АЛАТЫРЬ – (слав.),
камень, «всем камням камень», сакральный центр мироздания, священная Алатырская
гора в Рипейских (Ирийских) горах, она же Белая гора, Белина, Фаф-гора (аналог
– гора Меру у индусов, Кунь-лунь у китайцев). Также остров бога Солнца в
Северном Белом море. Когда Сварог ударял по Алатырю молотом, из искр рождались
боги. На Алатыре был построен Китоврасом храм Вышнего: отсюда – церковный
алтарь. В земном мире – это Эльбрус.
АЛАТЫРЬ - Латырь. В русских средневековых легендах и
фольклоре камень, «всем камням отец», наделённый целебными и волшебными
свойствами. В заговорах и сказках «бел-горюч камень». Расположен в центре мира,
посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое древо или трон
мирового царствования. Из-под него по всему миру растекаются целебные реки.
Сварог использовал Алатырь для важных целей: ударял по нему магическим молотом
— из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные
воины.
АЛАТЫРЬ, латырь (рус.) — легендарный камень, обладающий
чудесными и целебными свойствами, «всем камням отец», лежащий в море на острове
Буяне. Предположительно восходит к. представлениям о янтаре как обереге.
(Сравни древнее название Балтийского моря — Алатырское море.)
АЛАЯ – (санскр.
хранилище), свойство сознания, место, где содержатся «семена» всех ментальных
впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются
возможным именно благодаря этому свойству сознания. Алая является основой или
«корнем» других видов сознания рассматривается некоторыми школами махаяны как
«изначальное» или «универсальное» сознание.
АЛАЯ-ВИДЖНЯНА –
(санскр. накопленное сознание) трансцендентный дух (монада), входящий в
имманентный материальный организм человека, одухотворяющий тело. Этот дух
постоянно проявляется через материальную оболочку в виде чувств (первая
сигнальная система) и в виде сознания (вторая сигнальная система).
Алая-виджняна содержит в себе все качества Будды, но не может их реализовать
из-за наличия авидьи. Но некоторые из этих качеств пробиваются сквозь панцирь
авидьи: это любовь и жалость как самые основные качества Будды – Бога. Сущность
материи и её проявления познаются эмпирическими методами, через свидетельство
опыта, в противоположность этому проявление духа алая-виджняна познается через
глубокий религиозный опыт, через интуицию и веру. Синонимы: Алайя-сознание, Мано-виджняна.
АЛБАМ – (евр.), один
из разновидностей трансформации в гематрии. Это вид замены, заключающийся в
разделении всех букв еврейского алфавита на две группы. Первая буква первой
группы соответствует первой букве второй группы и так далее.
АЛБАСТА - Русалка, шутовка, водяниха. «Страшная»
албаста-лобоста скорее всего отголосок распространенного у многих народов
образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависят и жизнь
и смерть человека. Живут по берегам рек, в камышах. Они опаснее обычных
русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты
предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух. «Тута камышами по
ночам албаста шатается» (Перм.), Слово «албаста», по-видимому, заимствовано из
тюркских языков. У татар и киргизов албаста (албасты, албосты) — злой дух. В
Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку
«страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и
длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на
камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и
исчезает. Так, у татар албасты (албасти) — огромное, устрашающее существо. Она
губительна для рожениц, может задавить насмерть. Альбасти (альмасти) таджиков,
как и албосты турков, киргизов (очень большого роста, со спускающимися до земли
руками), — дух, опасный для родильниц и новорожденных. Однако, по поверьям,
подобное существо не только вредоносно, но и необходимо для появления ребенка
на свет. Также двойственна, по представлениям алтайцев, тувинцев, албасты
(женщина с длинными волосами, без спины). Она может не только приманивать
человека, вселяться в него, но приносит удачу в охоте и кормит охотников из
длинных, забрасываемых за плечи грудей. Лобоста Астраханской и Саратовской
губерний отдельными чёртами своего облика напоминает албасты татар и киргизов.
Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных
народов независимо друг от друга. Высокий рост, «руки до земли»,
гипертрофированные, иногда закидываемые за плечи груди — их повторяющиеся,
характерные черты. Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая
албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, как русалка или
удельница, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX–XX вв., где албаста
чаще всего просто «появляется — исчезает» у воды.
АЛБАСТЫ (тур.) — в мифологии тюркских, татарских, азиатских
народностей — злая демоница, связанная с водной стихией. А. обычно представляют
в виде уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими
отвисшими грудями, что она закидывает их за спину. Существуют поверья, что А.
может превращаться в животных и в различные предметы. Она обитает вблизи рек
или других водных источников и обычно появляется перед людьми на берегу,
расчесывая волосы. По различным поверьям, А. насылает болезни и ночные кошмары,
особенно она вредит роженицам и новорожденным. Она катается по ночам на лошадях
и заплетает их гривы. Согласно некоторым поверьям она может сожительствовать с
людьми, например с охотниками, принося им удачу. Ее обычные атрибуты —
магическая книга, гребень и монета, завладев одним из них, можно подчинить ее.
У турок также считается, что А. можно подчинить себе, воткнув в ее одежду иглу.
Подчиненная А. помогает по дому и способствует обогащению своего хозяина.
Исходя из этого, можно предположить, что первоначально А. была доброй богиней,
покровительницей домашнего очага, охоты, диких животных!
АЛБАСТЫЙ -. Леший. По общераспространенным среди русских
поверьям, леший нередко предстает стихийным духом, он может быть огромного
роста, обычно появляется вместе с бурей и ветром. Властен он и над жизнью
человека, откуда, возможно, и его общее с албастой-лобастой название,
отмеченное в Вятской губернии. В некоторых районах Урала наименование
«лопастики» (от «лопаста», «лопастый») распространилось на всю нечистую силу и,
в частности, на чертей: «Не наше дело попов судить, на то лопастики есть». В.
Даль называет албастого ещё и лопастым, связывая албасту с видом русалок. Это
название не славянского корня, а восточного. У турецких народов и у персов
широко распространен мифологический образ албасты, образ далеко не
привлекательный, с обыкновенными русалками имеющий мало общего.
АЛБОСТЫ - Альбасти (альмасти) таджиков, как и албосты турков,
киргизов (очень большого роста, со спускающимися до земли руками), — дух,
опасный для родильниц и новорожденных.
АЛГЫС – (якут.),
произнесение заклинаний. Жертвоприношения горам, рекам, озерам и другим
объектам всегда сопровождались алгысом. Синоним – Алкыш.
АЛДОРЕХ - Алдорех жил через полста лет после Белояра. Его
призвал жрец, так как мы не радели о благочестии и не держали слово. И красавиц
наших тогда внезапно брали и похищали - и увозили девушек. А между нами были
распри из-за готов. И там мы жили, и были под готами. А в те века мы
управлялись родами и князьями.