Пятница, 29.03.2024, 03:32
Приветствую Вас Гость

Слова АЛА по АЛД

АЛЕВРОМАНТИЯ  – (от греч. aleuron – пшеничная мука), гадание по бумажкам, запеченным в булочках пирожках и тому подобное. Сохранился также обычай запекать монету или колечко в большой пирог, разрезаемый на куски по числу гостей за столом, один из которых – счастливчик – и находит спрятанный предмет. Синоним – Алеуромантия.

 АЛЕКСАНДР Македонский - Роль Орла, как хозяина небес отражена в русской легенде о том, как Александр Македонский хотел взойти на небо, но Орёл, управлявший небесными стихиями, не пустил его туда. Легенда сообщает, что Царь Александр Македонский от дивьих народов не струсил. Здесь под дивьими людьми имеются в виду скифы, предки славян и руссов. Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало — и тот погиб от собственного взгляда. Василивск был тогда олицетворением скифов-славян. Царь просто нанял многих славян в своё войско и они сами себя погубили. 

 АЛЕКСЕЙ - Ловителем рыбы считали Алексея — человека Божия, переплывшего море в решете. В его день (30.III) прядут несколько ниток для сети, чтобы рыба ловилась. 

 АЛЕТ (греч.) — «скиталец» — 1. Царь Микен, сын Эгисфа. После того как Эгисф был убит сыном Агамемнона Орестом, власть в Микенах перешла к А., который правил до тех пор, пока оправданный судом ареопага Орест не убил его и не вернул власть роду Атридов. 2. Потомок Геракла, родившийся во время пребывания Гераклидов в изгнании. А. захватил Коринф хитростью, пообещав жениться на дочери коринфского царя из рода Сисифа, если она откроет ему городские ворота.

 АЛЕША Попович - Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алеша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алеша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Федора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из северо - восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчеркивается его слабость, указывается его хромота и т.п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие — с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названого брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи - богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ Алеши Поповича отличается определенной противоречивостью и двойственностью. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алеша Попович поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алеше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнем-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьем. Бой А.П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассек его труп, разметал «по чисту полю». Сходным вариантом сюжета о бое Алеши Поповича с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник Алеши Поповича многим напоминает Тугарина. Рождение Алеши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алешенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и саблей и т.п. Хитрость и ловкость Алеши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алеши Поповича в былинах о нем и сестре Збродовичей (Петровичей и т.п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подверстывается к имени Алеши Поповича (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша — Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноименная» супружеская пара, подобная Волос - Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха. «Матримониальная» неудача Алеши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алеши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия ее мужа (Алеша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алеше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алеше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета грозит Алеше Поповичу опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алеша Попович просит не губить ее и отдать ее ему в жены. Наиболее вероятно, что историческим прототипом А.П. был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224 г., как об этом сообщает летопись. Характерны архаичные реликты в описаниях самого Алеши Поповича и всех трех богатырей (см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня. В содержании отдельных былин не трудно заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), т.е. объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Былины о Добрыне взято из Былины о Вольге, а конец из Былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Былины о Берином сыне, по Веселовскому) и т.п. Александр или Олешко Попович упоминается неоднократно в летописи, но события, связываемые с его именем, отделены одно от другого промежутком почти в 250 лет. В никоновской летописи говорится: "В лето 1000 прииде Володарь с половцы х Киеву... И изыде нощию во сретение им Александр Попович и уби Володаря, и брата его и иных множеств половец изби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер и возрадовася зело". Далее, в тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года; наконец, в суздальской летописи, в рассказе о калкском побоище, говорится: "И Александр Попович ту убиен бысть с теми 70 храбрыми". Образ Алеши Поповича, по-видимому, пережил эволюцию, обратную той, какую испытал Илья Муромец: значение Алеши сузилось, и самый тип его, вероятно - под влиянием отчества "Попович", принял отнюдь не богатырские черты: он "бабий пересмешник", у него "руки загребущие" и т. д. Алеша является главным действующим лицом в двух былинных сюжетах: о битве с Тугарином; о сестре Збродовичей. Кроме того, он является как эпизодическое лицо в ряде былин об Илье и Добрыне. Алеша в былинах является хитрым, коварным, что дает повод Оресту Миллеру сопоставить его с скандинавским Локи. В борьбе Алеши с Тугарином одни видят отражения византийских сказаний о змеях-богатырях; другие - отражение исторической борьбы с половцами, причем имя Тугарина сопоставляется с именем половецкого хана Тугаркана. В былине о сестре Збродовичей Алеша является в некрасивой роли хвастуна, оклеветавшего девушку, которую поверившие клевете братья убивают. Исторического элемента в последней былине нет. 

 АЛЕШЕНЬКА - В Кыштыме появился маленький уродец, похожий на ребёнка, с большой головой. У него какая-то своя история, как он появился и почему его прозвали Алёшенькой. Но кто его увидит, тот долго не живёт. Ровно десять лет назад мир облетела весть о Пришельце Алёшеньке из уральского города Кыштыма. Именно там, в Озерске (Челябинск-65), расположен печально знаменитый комбинат «Маяк». В 1957 году, в результате взрыва емкости с радиоактивными отходами (равнозначного взрыву 70–100 тонн тринитротолуола), радиоактивным облаком в 20 миллионов кюри накрыло четыре области — Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую. Последствия той катастрофы не преодолены и поныне. От этого Алёшеньки, говорят, осталась мумия. Длина мумии чуть больше 20 сантиметров, цвет — серовато-зеленый. На животике и боках желтоватые пятна. Конечности, позвоночник, лопатки, ребра — как у недоразвитого младенца. На тельце нет ни ушных раковин, ни пуповины, ни половых органов. Череп шлемовидной формы напоминал нераскрывшийся бутон кувшинки. От теменной части головы через всю лицевую часть по центру проходил килевидный выступ. Нижней челюсти вообще нет. Кстати, в Кыштымской плащанице человеческих генов не обнаружено. Голова Алёшенька собрана как кувшинка, шлемовидной формы и составлена всего из четырех костных пластин. А череп человека состоит из шести пластин, каким бы он мутантом или уродом ни был. Кости не хрящевидные, как должно быть у человеческого младенца, а вполне нормальные, трубчатые. Что для человеческого младенца просто невозможно. На спиралеобразном позвоночнике я нашел остатки пушкового волоса. 

 АЛЕКТОРОМАНТИЯ  – (от греч. alektryon – петух), группа гаданий, связанных с выбором одного из секторов круга, обозначенных буквами или цифрами. Для этого использовалась «пророческая» птица петух, клюющая зерна, рассыпанные в кругу.

 АЛЕКТРИОМАНТИЯ  – (от греч. alektryon – петух), группа гаданий, связанных с выбором одного из секторов круга, обозначенных буквами или цифрами. Для этого использовалась «пророческая» птица петух, клюющая зерна, рассыпанные в кругу.

 АЛЕУРОМАНТИЯ  – (от греч. aleuron – пшеничная мука), гадание по бумажкам, запеченным в булочках пирожках и тому подобное. Сохранился также обычай запекать монету или колечко в большой пирог, разрезаемый на куски по числу гостей за столом, один из которых – счастливчик – и находит спрятанный предмет. Синоним – Алевромантия.

АЛКАФОЙ, Алкатой (греч.) — мегарский герой, сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея и Фиеста. Когда сын мегарского царя Мега-рея был растерзан львом, его отец обещал выдать свою дочь за того, кто отомстит за гибель юноши. А. убил льва на горе Киферон и после смерти тестя стал царем в Мегарах. С помощью Аполлона А. восстановил стены города, разрушенные критянами.

 АЛКЕСТИДА, Алкеста, Алцеста (греч.) — дочь царя Пелия, супруга Адмета. Согласилась сойти в Аид вместо своего обреченного на смерть супруга, которому Аполлон разрешил остаться в живых, если кто-нибудь пойдет в Аид вместо него. Приехавший в это время Геракл спас А. от пришедшего за ней бога смерти и возвратил мужу.

 АЛКИНОЙ (греч.) — царь феаков, внук Посейдона, живший на острове Схерия во дворце, окруженном вечнозеленым садом. Он радушно принял выброшенного морем Одиссея и устроил в его честь пир, на котором Одиссей рассказал о своих приключениях. А. дал Одиссею корабль, доставивший героя на родину. Когда аргонавты останавливались у А. во время бегства из Колхиды, он отказался выдать Медею преследователям, так как она стала женой Ясона.

 АЛКИОНА, Алциона (греч.) — «зимородок» — 1. Дочь Эола, супруга фессалийского царя Кеика. Бросилась в море, когда муж не вернулся из плавания, и была превращена богами в зимородка. 2. Одна из плеяд, дочь Атланта и Плейоны, ставшая возлюбленной Посейдона.

АЛКИОНЕЙ (греч.) — один из гигантов, сын Геи и Урана. Получил прозвище Волопас за то, что угнал быков Гелиоса. Обладая большой мощью, мог сразу сокрушить двенадцать колесниц и дважды двенадцать воинов. Сражался с богами во время гигантомахии и был неуязвимым, пока стоял на родной земле, но Геракл убил его, оттеснив с родной земли.

 АЛКМЕНА (греч.) — дочь Электриона, жена царя Амфитриона, отличавшаяся исключительной красотой. За нечаянное убийство своего тестя Амфитрион с женой был изгнан из Микен и поселился в Фивах. Привлеченный красотой А., Зевс явился к ней в отсутствие мужа, приняв его облик. В течение их брачной ночи солнце трое суток не поднималось над землей. Вскоре у нее одновременно родились двое сыновей — Ификл от мужа и Геракл от Зевса. После смерти мужа и сыновей А. правила в Тиринфе. Преследуемая микенским царем Эврисфеем, А. вместе с внуками вынуждена была бежать в Афины. Когда афиняне отразили нападение Эврисфея и взяли его в плен, она настояла на его казни. После смерти А. была перенесена на острова блаженных в Аиде и вступила там в брак с Радаманфом.

 АЛКМЕОН (греч.) — один из эпигонов, возглавивших поход семерых против Фив после смерти своего отца Амфиарая. Вернувшись после победы (вариант: до начала похода), А. согласно клятве, данной отцу, убил свою мать Эрифилу как виновницу гибели Амфиарая. Вскоре А. овладело безумие, и оракул открыл ему, что он получит прощение только на земле, которой еще не существовало во время совершения убийства матери. Такой землей оказался остров в устье реки Ахелоя, намытый речными наносами. А. поселился на этом острове, женился на дочери бога реки Каллирое и имел от нее сыновей Акарнана и Ам-фотера. По требованию Каллирои он поехал в Псотиду за ожерельем Гармонии, сказав там, что берет его для дельфийского храма Аполлона, и был убит сыновьями Фегея, раскрывшими его обман.

 АЛИД  – (слав.), у вотяков – название лешего, которые имеет одну ногу и ту навыворот, пяткой вперед, один большой глаз и одну большую женскую грудь, которой он душит человека, засунув её ему в рот.

 АЛИНГА  – (санскр.), то, что не обладает атрибутами или характерными признаками (линга), то есть Верховное Существо: Парабрахман в веданте, Парамашива в йоге и Пара (Прама-Вишну) в Бхагавадгите.

 АЛИНКА  – (слав.), дочь Святогора и Пленки. Имеет дочь Агидель. У греков именовалась Алкионой. Синонимы: Аля, Аленка, Алка.

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz