Слова АЛК по АЛЛ
АЛК – в армянской
мифологии – злые духи, вредящие роженицам и новорожденным. Они имеют
антропозооморфный облик, мохнаты, с огненными глазами, медными когтями,
железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках,
часто в углах домов или в хлевах, а их царь – в глубоком ущелье.
АЛКАГЕСТ – (алхим.),
универсальный растворитель. Смотри также Алкахест.
АЛКАХЕСТ – (араб.),
то же, что Алкагест – универсальный растворитель в алхимии; но в мистицизме –
это высшее «Я», соединение с которым превращает материю (свинец) в золото и возвращает
все составные вещи, такие, как человеческое тело и его атрибуты, к их
первоначальной сущности. Смотри также Алхимия.
АЛКИОН - Алконос. Алконост. Морская птица, согласно книжным
легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море.
В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока
она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль.
АЛКОГОЛЬ – (араб.
тонкий порошок), жизнь-вода (лат. aqua vitae), является огнем-водой, то есть
символом соединения противоположностей, когда два принципа, активный и
пассивный, встречаются в жидкости в созидательно-разрушительном отношении.
АЛКОНОСТ – (слав.),
чудесная птица, жительница Ирия – славянского рая. Это птица с женским лицом,
имеющая по пояс человеческое тело, ниже – птичье, с очень приятным, сладким
голосом «как сама любовь». Услышавший пение алконост от восторга может забыть
всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина. Алконост несёт свои яйца
«на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору
семь дней стоит безветренная погода. Алконост – птица Зари, воплощение Хорса и
Крышня. Управляет ветрами и погодой.
АЛКОНОСТ - Алкион. Алконост. Морская птица, согласно книжным
легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море.
В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока
она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль.
АЛКОНОСТ - Алконос, Алкион. Сказочная райская птица, в апокрифах
и сказаниях птица грусти и печали. Также и морская птица, согласно книжным
легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море.
В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока
она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль.
Изображалась на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и
лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе,
бросившейся в море и превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на
берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней.
Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете. Сюжет об Алконостe
восходит к свидетельствам античных писателей Аристотеля («История животных») и
Плиния («Естественная история») о зимородке (гр. «алкион», лат. «гальцион»),
который в середине зимы откладывает яйца в прибрежный песок. В христианской
книжности рассказ об Алконосте впервые встречается в «Шестодневе» Василия
Великого (IV в.), а среди славянских памятников — в «Шестодневе» Иоанна Экзарха
Болгарского (IX-Хвв.), где в результате прочтения алкуон ест(ь) морская птица
как алкуонестъ морская птица впервые появляется название «алконост»,
закрепившееся в древнерусской книжности. В «Толковой Палее» (и заимствовавших
из нее рассказ об Алконост древнерусских словарях-азбуковниках XVI-XVIIBB.)
Алконосту приписывается свойство откладывать яйца в морскую глубину и выводить
птенцов, сидя на поверхности воды. В более поздних версиях сказания, содержащихся
в сборниках XVII-XVIII вв., говорится, что Алконост высиживает птенцов, плавая
в гнезде по морю. Алконост символизирует Божий промысел и Божье милосердие.
Некоторые черты Алконоста (высиживает птенцов на море) придаются птице Страфиль
в русских духовных стихах о Голубиной книге и Егории Храбром. С XVII в. в
Хронографах упоминаются две антропоморфные «райские птицы» — Сирин и Алконост,
пленяющие людей своим пением так, что «душа из тела исходит». В XVII-XVIII вв.
появляются лубочные изображения Алконоста с человеческим лицом и короной на
голове и Сирина в венце. Женоподобный Алконост кроме крыльев имеет еще пару
человеческих рук, в которых держит цветущую ветвь и свиток с цитатой из Пс. 91:
«Праведник, яко финикс, процветет...». Этот образ получил широкое
распространение в народном искусстве (лубок, гравюра, прикладное искусство) и
искусстве эпохи неоромантизма («Песни радости и печали» В.М. Васнецова).
Алконост - светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых
птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей
на "крае моря", семь дней стоит безветренная погода. Алконост -
зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли - в сине море у
самого берега. Если птица эта вострепенётся – море синее восколышется,
разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны. На восточных ветвях дерева
свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. Дерево то с под камня у
Рипейских гор к небу протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. Под камень
тот подтекала речка сырая, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке
струйка малая, струйка малая вся кровавая. Боян один из немногих, кто умеет
слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не
убоится смертоносных песнопений Сирина. Алконост - зоревая птица с человеческим
лицом. С восточных ветвей Мирового Древа первой встречает рассвет.
АЛКОНОСТ (виз., слав.) — легендарная райская птица, которая
несет яйца на берегу моря и, погружая их в морские глубины, делает его
спокойным на шесть дней. Ее пение так прекрасно, что услышавший его забывает
обо всем на свете.
АЛКЫШ – (якут.),
произнесение заклинаний. Жертвоприношения горам, рекам, озерам и другим
объектам всегда сопровождались алкышом. Синоним – Алгыс.
АЛЛАРА АБАСЫ ОГОНИОР
– (якут.), подземный старик, подземный дух, Сатана.
АЛЛАТ – (араб.
богиня), древнеарабская богиня неба и дождя. Главная святыня Аллат – белый
камень – находилась в Хиджазе; к ней совершались паломничества верующих. В
доисламском культе Аллаха, приверженцами которого были предки пророка
Мухаммеда, Аллат считалась старшей из трех дочерей главного бога. В 53-й суре
Корана существуют так называемые «сатанинские стихи», свидетельствующие о том,
что сначала Мухаммед пытался включить Аллат и её сестер в исламский пантеон как
«небесных птиц» и дочерей Аллаха, которые заступаются за людей; однако
впоследствии он отказался от собственных слов и заявил, что они были внушены
ему Шайтаном.
АЛЛАТ (араб.) — «богиня» — древнеарабская богиня неба и
дождя. Некоторые этнические группы почитали ее как богиню солнца, но чаще она
отождествлялась с Афродитой (Уранией). А. была также повелительницей туч и
молний, в Набатее и Пальмире отождествлялась с Афиной.
АЛЛАХ – (араб.), у
древних арабов – верховное божество, Демиург, создатель мира и людей, глава и
отец богов. Слово Аллах, по-видимому, является заменой запретного имени
божества и образовано из нарицательного имени «илах» (Бог) с определенным
артиклем, что означает «известный Бог», «этот Бог», «Бог по преимуществу». В
мусульманской традиции – Единый Бог, который считается идентичным Богу иудеев и
христиан.
АЛЛАХ (араб.) — «бог» — 1. Верховное божество древнеарабской
мифологии, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как демиург, создатель
мира и людей, глава и отец остальных богов. Супругой А. в одних районах
считалась Аллат, в других — Узза, в иных районах они вместе с Манат считались
его дочерьми. 2. Единый Бог мусульманской религии, считающийся идентичным Богу
иудеев и христиан. В Коране особенно подчеркивается единственность А. Он
всемогущ, вездесущ и вечен.
АЛЛЕЛОПАТИЯ –
взаимное влияние растений друг на друга, которое подразделяется на два больших
класса:
v
молекулярное – взаимовлияние посредством
некоторых органических и минеральных химических веществ;
v
полевое – взаимовлияние через посредство ауры
расположенных рядом растений.
АЛЛИЛУЙЯ – (евр. хвалите Господа), в христианском
богослужении – припев религиозных песнопений; заимствован из библейских
псалмов. Обычно повторяется троекратно, как обращение ко всем ипостасям Святой
Троицы. В православии после этих слов, как правило, добавляется «Слава Тебе,
Господи!» (у старообрядцев Аллилуйя повторяется дважды с добавлением «Слава
Тебе, Боже!»).
АЛЛИТЕРАЦИЯ – (от лат ad – при и
litera – буква), один из способов звуковой организации речи, относящийся к т.
н. звуковым повторам и заключающийся в симметрическом повторении однородных
согласных звуков. Слова, связанные аллитерацией, выделяются в речевом потоке,
приобретают определенную интонационную значимость. Как стилистический прием
аллитерация с древних времен употребляется в устно-поэтическом творчестве,
магии. В Черной магии аллитерация может осуществляться выдуманными словами,
выражающими намерение мага. Не имеет значения то, какими простыми и абсурдными
они могут быть, важно, чтобы они хорошо выражали чувства мага по отношению к
жертве и совпадали по ритму с раздражением черного мага. В Белой магии
применяется другой тип звукового повтора – ассонанс – симметричное повторение
однородных гласных. Смотри также Енохианский язык.