Слова НА БАБА
БАБА – (браз.), дух
предка в культе эгуна.
БАБА Алатырка - Жена великана – волота. Алатырки - Волотки —
великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем
не уступали мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли.
БАБА Белая - Водяной демон. Мифологический персонаж, место
обитания которого отражено в его названии.
БАБА беловолоска - Баба нерасчёска. Существо, имеющее злое,
колдовское влияние. Женщина-ведунья, колдунья, существо с непокрытыми
(распущенными и неприбранными) волосами. Чаще всего упоминается в заговорах,
имеющих целью уберечь от колдовского влияния.
БАБА в красном казане - Лесной или водяной дух в облике
женщины, одетой в красное.
БАБА Горыника - Жена великана – волота. Волотки — великанши,
богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали
мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли. Горыныч как Горыня, баба
Горынинка и др.— от глагола "гореть” и лишь вторично от слова "гора”: иногда
появляется мотив Змей Горыныч на горе).
БАБА дика - Женское существо, соблазняющее молодых мужей.
БАБА Дикая летун - Летавица - Дикая баба-летун является во
сне или наяву молодым мужчинам златокудрою красавицею. Очаровывает она и
женатых, так что они уходят от своих жен, и, пока летавица сама не оставит
мужчину, никакая сила не вернет его жене. (см. Огненный Змей) Летает с помощью
сапог-скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно
идет за человеком, укравшим ее сапоги, и верно ему служит.
БАБА Ега, БАБА Ига - Лесная старуха – волшебница, ведьма и
ведунья.
БАБА житна - Полевой дух.
БАБА Запечельница - Мифологический персонаж, место обитания
которого отражено в его названии.
БАБА-ИАО – (браз.),
духовный вождь мужского пола и жрец бога Ифа. Настоящих Баба-Иао в Бразилии уже
не существует, но этим титулом почтительно называют бабалориша.
БАБА Коляда - В южнорусских поверьях Коляда — мифическая
баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько
напрял пряжи.
БАБА Коризма - Воплощение семи недель Великого поста:
считается, что она ходит с семью палками и каждую неделю поста бросает по одной
палке. В Чрмнице (юж. Черногория) ею пугают детей, просящих в пост что - либо
скоромное.
БАБА косматка - Баба нерасчёска - Существо, имеющее злое,
колдовское влияние. Женщина-ведунья, колдунья, существо с непокрытыми
(распущенными и неприбранными) волосами. Чаще всего упоминается в заговорах,
имеющих целью уберечь от колдовского влияния.
БАБА Листина - У лесавки по имени Леля предводителем
считается Листин. Она же – его жена и помощница – Баба листина. Листин — слепыш
весь из листьев, баба его — с туловом из мха, вместо рук — еловые шишки, на
ногах настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, — сидят в
куче листьев подле пня или оврага и командуют — кому когда шелестеть. Осенью
сначала легкий шепоток слышится: это листин с листиной советуются и дают
лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы
опавшей листвы: то лесавки играют.
БАБА Ляга - Женский демон у русских.
БАБА Марта - В южнославянском фольклоре мотив Инцеста
присутствует в легендах о БАБЕ Марте, неудовлетворенной сексуальными
возможностями своих братьев Голям Сечко и Малък Сечко (т.е. января и февраля).
Инцест Бабы Марты с братьями Январем и Февралем трактуется как начало нового
космического цикла. Баба Марта - воплощение марта у сербов. Антропоморфное
существо, борющееся со своим братом Малым Сечко (февралем). У болгар есть Баба
Марта.
БАБА месечинка - Баба Гале или луна у болгар.
БАБА нерасчёска - Баба или дева простоволоска. Баба или дева
пустоволоска. Женщина-ведунья, колдунья; вредоносное существо с непокрытыми
(распущенными и неприбранными) волосами. Волосатость и косматость Бабы
нерасчёски свидетельствует о её сверхъестественных способностях и
«трансчеловеческой» сути. В Томской губернии верили, что, если три года ходить
без пояса и не чесать волос, станешь чертом или Бабой нерасчёской. Ведьму,
колдунью обычно представляли с длинными непокрытыми волосами; распущенные
волосы придавали силы при колдовстве и ведьмам, и крестьянкам, колдующим в
особо важных, критических случаях жизни (в частности, при эпидемиях, падежах
скота). Баба (девка) - нерасческа (простоволоска, пустоволоска) чаще всего
упоминается в заговорах, имеющих целью уберечь от бабы (девки) - нерасчески
(простоволоски, пустоволоски, косматки, беловолоски, белоголовки и т.п.), т.е.
от существа, имеющего злое, колдовское влияние.
БАБА простоволоска - Баба нерасчёска - Существо, имеющее
злое, колдовское влияние. Женщина-ведунья, колдунья, существо с непокрытыми
(распущенными и неприбранными) волосами. Чаще всего упоминается в заговорах,
имеющих целью уберечь от колдовского влияния. Ведьмино отродье. Женщина-ведунья,
колдунья; вредоносное существо с непокрытыми (распущенными и неприбранными)
волосами. Волосатость и косматость Бабы пустоволоски свидетельствует о её
сверхъестественных способностях и «трансчеловеческой» сути. Ведьму, колдунью
обычно представляли с длинными непокрытыми волосами; распущенные волосы
придавали силы при колдовстве и ведьмам, и крестьянкам, колдующим в особо
важных, критических случаях жизни (в частности, при эпидемиях, падежах скота).
Баба пустоволоска чаще всего упоминается в заговорах, имеющих целью уберечь от
бабы пустоволоски, косматки, беловолоски, белоголовки и т.п.), т.е. от
существа, имеющего злое, колдовское влияние.
БАБА Рога, Баба Рюха - Женский демон у русских.
БАБА Середа - Женский демон у русских. Мифологический
персонаж, который обычно связывают с прядением и ткачеством.
БАБА Сноп - В славянских жатвенных обрядах «баба» может
означать последний сноп. Во многих зонах Польши последний сноп называется также
«дед» и «старая баба». На северо-западе Польши баба — последний сноп, наряженный
в блузку, фартук, чепец или платок. На Смоленщине «бабу» обвязывали платком и
надевали на нее рубашку. Словенцы Каринтии, ударяя серпом по последнему снопу,
говорили, что «убили бабу». «Баба» (наряду с «дедом») — обязательный персонаж
ряженья, а также персонаж или название различных детских игр.
БАБА Старая - При перемене погоды и появлении снега кашубы
говорят: «Старая баба пошла танцевать». «Старая баба» у кашубов — синоним
дождя. В славянских жатвенных обрядах «баба» может означать последний сноп. Во
многих зонах Польши последний сноп называется также «дед» и «старая баба».
БАБА уродливая - Внешний вид болезни: красивые молодые
девушки, женщины с длинными волосами или старые уродливые бабы (бледные, худые,
костлявые, очень высокие, огромные), с длинными руками, когтями, оскаленными
зубами, огненными глазами, одноглазые, лохматые, крылатые, легкие как перо или
очень тяжелые; иногда имеют некоторые зооморфные черты: клюв, бычью голову,
индюшачьи лапы, козьи или коровьи копыта.
БАБА Шарка - Оспа. Антропоморфное существо, злое и
неприглядное. Оспа. Защита от болезней, по представлениям болгар,
обеспечивалась выпеканием на св. Варвару ритуального хлеба (пито) и булочек
(питка), их мазали медом и раздавали детям «для здоровья» или прохожим на улице
и говорили: «Возьми ради св. Варвары и бабы Шарки (оспы), чтобы она была
сладкой и медовой (т.е. легкой)» (Пловдивский край).
БАБА ЯГА – (слав.),
лесная старуха-волшебница, оборотень. Живет в избушке на курьих ножках, вокруг
которой стоит забор из человеческих костей, увенчанных черепами. Передвигается
в железной ступе, погоняя пестом и заметая следы помелом. Иногда выступает как
мать змея. В. Я. Пропп выделяет три типа Баб Яг:
v
дарительница, от которой герой получает коня или
волшебный предмет;
v
похитительница, которая крадет детей;
v
воительница, с которой герой сражается не на
жизнь, а на смерть.
Смотри также Яга.
БАБА-ЯГА (слав.) — старая ведьма, живущая в лесу, в «избушке
на курьих ножках», пожирательница людей. Вокруг избушки — забор из человеческих
костей, на заборе — черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров —
руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Одна нога у Б.-я. костяная, глаза
плохо видят. Б.-я. летает на ступе с помощью метлы. В детских сказках она
похищает или подбирает потерявшихся детей и пытается изжарить их в печи,
посадив на лопату. В волшебных сказках Б.-я. нередко помогает герою после того,
как он сделает ей доброе дело.
БАБА Яга - Баба Йога. Лесная старуха – волшебница, ведьма и
ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян, демон. Одна нога у неё
костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. Можно проследить параллели
с ведьмой. Способ перемещения – в ступе. Умеет перевоплощаться; богиня зверей и
леса. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая находится на границе
миров Яви и Нави, полное подчинение ей животных; повелительница мира мёртвых,
человеческие кости вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога,
запор — рука, замок — зубы. В большинстве сказок — противница героя, но иногда
его помощница и дарительница. Обладает мощной биоэнергетикой. Не любит дураков
и заносчивых людей, но помогает героям. Близка к Макоши. Много знает, умеет
лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и дураков и
жестко к ним относится. Но может и помогать герою, если чувствует в нем
смелость и силу духа. Баба-Яга - Властелин иного мира. Это ещё более древний и
сложный, чем Кощей образ хозяйки иного мира. Её избушка «на курьих ножках»
изображается стоящей то в чаше леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда
вход в неё — со стороны леса, т. е. из мира смерти. Название «курьи ножки»
скорее всего произошло от «курных», т. е. окуренных дымом, столбов, на которые
славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой
погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба Яга
внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно
лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых,
мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом
пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). «Курьи ножки» избы могут быть и просто
звериными или птичьими, да и сама Яга имеет некоторые черты зверя, а иногда в
избе вместо Яги живёт медведь или козёл. Яга — повелительница времени: ей
служат Красный, Белый и Чёрный всадники, т.е. утро, день и ночь. Человек,
встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, как правило,
направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен
приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему
пишу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом
оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается
принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными
качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих
его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живет в лесу в «избушке
на курьих ножках», пожирает людей. В печи Баба Яга старается изжарить
похищенных детей. В некоторых сказках Баба Яга (Яга Ягишна, словенск. Ежи -
баба) — мать змеев, противников богатыря. Кроме образов Бабы Яги — воительницы
и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы
Яги одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха с
огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ
из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты
Бабы Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд
перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в
обряде инициации. Персонажи, сходные с Бабой Ягой, известны в германской (Фрау
Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
БАБА - Общеславянское слово, используемое в народной
литературе для обозначения женских мифологических персонажей, ведьмы, а также
отдельных дней, атмосферных явлений, астрономических объектов и некоторых
ритуальных предметов. Баба — персонаж и объект жатвенного обряда, игр,
ритуальных действий и обходов ряженых. «Баба» и «дед» — традиционное
обозначение умерших предков и персонажей нечистой силы (см. Деды). Слово «баба»
может входить в словосочетания, второй элемент которых воспринимается как имя
собственное, ср. рус. Баба Рюха, Баба Ляга, серб. Баба Рога, болг. Баба Марта и
т.п. Словом «баба» зачастую называют женских демонов: вост.-слав Баба Яга и
тому подобное, рус. баба Середа — женский мифологический персонаж, который
обычно связывают с прядением и ткачеством; лешая баба — лешачиха, белая баба —
водяной демон, баба запечельница, банная бабушка — мифологические персонажи,
место обитания которых отражено в их названии. Иные категории духов — укр.
«зализна баба» — дух, сидящий в кукурузе; «житна баба» — полевой дух; «дика
баба» - женское существо, соблазняющее молодых мужей. «Баба» изредка может
означать «ведьму», «знахарку», «ворожею» и т.п., ср., напр., серб. баба —
«колдунья », рус. бабка — «знахарка» и т.п. Баба в названиях болезней: болг.
баба Шарка — оспа, антропоморфное существо, злое и неприглядное; рус. твер.,
псков., новгород. бабушки (реже бабушка), твер. бабуха — оспа; серб. диал.
бабице (или бапке, бабиле), макед. бапке — воплощение послеродовых болезней и
болезней младенцев. Баба в названиях дней и времен года: болг., макед., серб.
Баба Марта — воплощение марта, антропоморфное существо, борющееся со своим
братом Малым Сечко (февралем). Серб., хорв. баба Коризма — воплощение семи
недель Великого поста: считается, что она ходит с семью палками и каждую неделю
поста бросает по одной палке. В Чрмнице (юж. Черногория) ею пугают детей,
просящих в пост что - либо скоромное. Снежные дни в марте называются по-сербски
Бабини дни, Бабини ярци, Бабини козличи («бабьи дни, бабьи козлы, козлята» и
др.). Ср. Бабин день — день повитухи у болгар. В центр. Полесье «Бабы» — второй
поминальный день после Дедов. Баба в астрономической и метеорологической
терминологии известна почти повсеместно: укр. баби, баби, рус. диал. бабы
(др.-рус. Бабы) — название Плеяд; серб. Бабини штапи (дословно: «палки») —
Орион; болг. диал. Баба месечинка, Баба Гале - луна, детское бабин пояс —
радуга, бабино просо — град; серб. и хорв. бабин кут («бабин угол») и т.п. край
неба, откуда часто приходит непогода, «гнилой угол». Поляки на Мазурах и в
Курпевской пуще о лунных пятнах говорят: «Баба сбивает масло» и «Баба печет
хлеб». При перемене погоды и появлении снега кашубы говорят: «Старая баба пошла
танцевать». «Старая баба» у кашубов — синоним дождя, а в польских Карпатах
выражение «уже баба замерзла» употребляется, когда вершины гор покрывается
инеем или первым снежком. Польские крестьяне про засуху говорили:
«Баба-колдунья сидит где-то на дубе, высиживая яйца, и пока их не высидит,
засуха будет продолжаться». В славянских жатвенных обрядах «баба» может
означать последний сноп. Во многих зонах Польши последний сноп называется также
«дед» и «старая баба». На северо-западе Польши баба — последний сноп,
наряженный в блузку, фартук, чепец или платок. На Смоленщине «бабу» обвязывали
платком и надевали на нее рубашку. Словенцы Каринтии, ударяя серпом по
последнему снопу, говорили, что «убили бабу». «Баба» (наряду с «дедом») —
обязательный персонаж ряженья, а также персонаж или название различных детских
игр. Наряду с «дедом» баба является обязательным персонажем ряженья. Также баба
- персонаж различных детских игр.