Слова на Я
Слова на Я
Ягве — см. Яхве.
Якши (др.-инд.) — полубожественные существа, дети мудреца
Пуластьи или Брахмы, из стопы которого они появились одновременно с ракшасами.
В отличие от ракшасов благожелательны к людям. Я. являются слугами бога
богатства Куберы, они охраняют его сады на горе Кайласа и сокровища, зарытые в
земле и укрытые в горных пещерах. Обычно враждуют с ракшасами и благожелательны
к людям.
Яма (др.-инд.) — владыка царства мертвых, сын Вивасвата и
Саранью, дочери Тваштара. Имеет сестру-близнеца Ями и брата Ману. Я. добился
бессмертия в борьбе с богами, которые признали его равным себе. Агни, до этого
пребывавший в загробном мире, уступил этот мир Я., а сам стал жрецом богов. По
понятиям древних, царство Я. находилось на юге, но затем стали считать, что Я.
живет в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает там на троне и судит
умерших по их земным делам, вынося затем решение, по которому душу направляют
либо в рай предков, либо в одну из адских обителей, либо на следующее
воплощение. Стражами и вестниками Я. являются два четырехглазых пса, которые
бродят среди людей, высматривая добычу. Как судья, Я. отождествляется с
Дхармой, богом справедливости, причем его власть распространяется не только на
мертвых, но и на живых. Я. изображают в красной одежде, его ездовое животное
(вахана) — черный буйвол, его оружие — дубинка и петля, с помощью которой он
вынимает душу из тела.
Ямба, Иамба (греч.) — дочь Пана и нимфы Эхо, служанка
элевсинского царя Келея, которая сумела рассмешить своими непристойными шутками
Деметру, горевавшую после похищения ее дочери Персефоны. Считалось, что от ее
имени произошло название стихотворного размера — ямба, первоначально
применявшегося для стихотворных шуток, которые распевали участники священных
процессий.
Янус (рим.) — «дверной» —древнеримский бог дверей, входов и
выходов, а также всякого начала (года, месяца, человеческой жизни), покровитель
дорог и путешественников. Двери, ворота, переходы, арки были посвящены Я. и
часто были украшены его изображениями. Его имя называли первым при обращении к
богам. Иногда Я. считали небесным ключником, открывающим небесные ворота и
выпускающим на землю день, а вечером снова запирающим ворота. Его изображали с
ключами и 365 пальцами по числу дней года, с двумя лицами, смотрящими в разные
стороны. Двуликость Я. объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а
также тем, что ему известно и прошлое, и будущее. Я. считался первым царем
Лация, жившим на холме Яникул и научившим людей земледелию и кораблестроению.
По некоторым мифам, он — супруг нимфы вод Ютурны и отец бога источников Фонса.
Я. решал вопросы войны и мира. На римском форуме стояла двойная арка,
соединенная боковыми стенами. Во время мира ее ворота были закрыты, а при
объявлении войны они отпирались. Войска, отправляясь в поход, проходили сквозь
них. Я. посвящались первые числа месяцев и первый месяц года, который был
назван в его честь, — январь.
Янь-ди (кит.) — «бог пламени» — бог солнца, лета, юга,
повелитель пламени. В некоторых источниках Я.-д. назван единоутробным братом
Хуан-du, с которым они поделили пополам Поднебесную. Известен миф о войне между Я.-д. и Хуан-ди,
победителем в которой вышел Хуан-ди. Я.-д. также приписывают начало земледелия:
перед ним появилась красная птица с девятью колосками в клюве, которая роняла
их на землю, а Я.-д. подбирал зерна и сажал в землю. Тот, кто ел выросшие
злаки, становился бессмертным.
Япет — см. Иапет.
Ярб (рим.) — царь берберийского племени гетулов (Северная
Африка), сын Юпитера. Я. воздвиг своему отцу Юпитеру 100 храмов и 100 алтарей.
Когда бежавшая из Финикии Дидона поселилась в Африке, она выпросила у Я.
столько земли, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Хитрая Дидона разрезала
шкуру на тонкие ремни и отмерила ими большой участок земли, на котором
построила город Карфаген. Я. тщетно добивался любви Дидоны. Когда к Карфагену
буря занесла корабли Энея, Дидона полюбила героя. Богиня молвы Фама донесла об
этом Я., и тот попросил Юпитера наказать Дидону. Эней покинул Дидону, и она в
отчаянии лишила себя жизни: После самоубийства Дидоны Я. изгнал ее сестру Анну
из Африки.
Ярила, Ярило (слав.) — божество весеннего плодородия.
Белорусы представляли Я. в виде девушки в венке, одетой в белое, верхом на
коне, с колосьями ржи в правой руке и человеческой головой в левой. Южные
славяне делали на весенний праздник плодородия куклу Я., русские — чучело.
Ясион — см. Иасион.
Ясон, Иасон, Язон (греч.) — «целитель» — правнук бога ветров
Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды (варианты: Алкимеды, Амфиномы), участник
калидонской охоты и предводитель аргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата
Эсона с престола, тот отдал Я. на воспитание кентавру Хирону, который научил
его искусству врачевания. В возрасте 20 лет Я. решил вернуться в Иолк.
Переправляясь через реку Анавр, он увидел старуху, которая попросила перенести
ее через реку. Я. перенес старуху на своих плечах и потерял при этом сандалию с
левой ноги. Старуха оказалась богиней Герой, которая испытывала юношу и с тех
пор стала благоволить к нему. Увидев Я., Пелий испугался, так как ему было
предсказано, что его погубит человек в одной сандалии. Когда Я. явился к Пелию
и сказал, что он — сын свергнутого царя Эсона и пришел вернуть отцу законную
власть, Пелий обещал отдать царство Эсону, но сначала потребовал у Я., чтобы
тот для искупления проклятия, тяготевшего над родом Эолидов, вернул в Иолк
золотое руно барана, на котором Фрикс бежал в Колхиду. В поход за золотым руном
собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, который по имени его
строителя назвали «Арго», а участники похода стали называться аргонавтами. По
пути в Колхиду аргонавты остановились на о-ве Лемнос, где Я. сошелся с царицей
Гипсипилой, которая родила ему сыновей Эвнея и Неброфона. Пройдя через
множество приключений, Я. и его спутники достигли Колхиды, где правил царь Ээт.
Царь согласился отдать золотое руно, если Я. запряжет в плуг медноногих,
изрыгающих пламя огромных быков (дар Гефеста), вспашет поле и засеет его зубами
дракона. (Вариант: Ээт потребовал от Я., чтобы тот помог ему в войне против
брата Перса.) По просьбе Афины и Геры, покровительствовавших аргонавтам, бог
любви Эрос зажег любовь кЯ. в сердце волшебницы Медеи, дочери Ээта. Я. обещал
Медее жениться на ней и сее помощью исполнил все требования Ээта. Но Ээт не
отдал герою золотое руно, а задумал сжечь корабль «Арго» и перебить аргонавтов.
Узнав об этом, Медея усыпила охранявшего золотое руно дракона (вариант: Я. убил
дракона) и помогла похитить руно. Вместе с аргонавтами и со своим братом Апсиртом
она бежала из Колхиды. Чтобы задержать погоню, Медея убила брата и разбросала
куски его тела по морю. Ээт был вынужден остановиться, чтобы собрать тело сына
и предать его погребению. (Вариант: Апсирт не поехал с Медеей, а был послан
отцом в погоню за ней. Медея заманила его в ловушку, и он был убит Я.) Погоня
настигла Я. и Медею только на о-ве феаков, где правил Алкиной. По совету жены
Алкиноя Ареты Я. и Медея поспешно сочетались браком, чтобы Ээт потерял
отцовскую власть над дочерью и не мог требовать ее выдачи. Когда Я. вернулся в
Иолк, Пелий отказался уступить ему власть. Тогда Медея сумела убедить дочерей
Пелия, что они вернут отцу молодость, разрубив его на части и сварив в котле.
Для этого она разрубила барана, сварила его, и из котла вышел живой ягненок
(вариант: этим способом она омолодила отца Я.). Дочери разрубили тело Пелия, но
Медея не стала воскрешать его. Я. с Медеей были изгнаны за это из Иолка и
поселились в Коринфе у царя Креонта. Там они прожили 10 лет и у них родились
два сына, Мермер и Ферет, a затем Я. решил вступить в брак с дочерью царя
Креонта Главкой (вариант: Креусой). Возмущенная изменой Медея прислала в дар
новобрачной отравленный пеплос, и та умерла в страшных мучениях вместе с отцом,
который пытался спасти ее.
Затем Медея убила малолетних сыновей Я., а сама унеслась на
запряженной драконами колеснице, посланной ее дедом Гелиосом. Я. покончил жизнь
самоубийством (вариант: стал нищим бродягой и годы спустя поги.б под обломками
обветшавшего корабля «Арго», когда заснул под его кормой).
Яхве, Ягве (иуд.) — запретное, непроизносимое имя Бога,
пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (YHWH —
т. н. тетраграмматон). С III века до н. э. имя Бога в текстах читается как
«Адонай», а в позднее Средневековье тетраграмме были приданы гласные звуки
этого имени, и оно стало читаться как «Иегова» (в русских переводах с
греческого оно передается как «Господь»), Раскрытие этого имени Моисею,
которому Бог явился в неопалимой купине, рассматривается как знак особого откровения,
данного Моисею. По преданию, это имя произносилось первосвященниками втайне от
окружающих раз в году, в день Очищения, причем тайна его звучания передавалась
по старшей линии первосвященнического рода.
Яяти (др.-инд.) — мифический царь, сын Нахуши. От своей жены
Деваяни и ее служанки Шармиштхи имел пятерых сыновей, в том числе Яду,
родоначальника племени ядавов, в котором родился Кришна, и Пуру, предка
пандавов и кауравов. Когда Деваяни узнала, что Я. изменяет ей с Шармиштхой, она
пожаловалась на мужа своему отцу, могущественному брахману Шукре. Тот проклял
Я., который сразу же стал дряхлым и немощным, но разрешил Я. передать свою
старость другому, если тот на это согласится. Из пятерых сыновей только
младший, Пуру, согласился отдать свою молодость отцу. Я. тысячу лет наслаждался
его юностью, а затем вернул ее, а вместе с ней передал Пуру свое царство.