Слова с АЦ по АШ
АЦИЛУТ – (евр. мир
эманации, излучений), высший из четырех миров каббалы, относящийся только к
чистому духу Бога. Ауилут является безграничным миром божественных имен. Имеет
десять сфер творения: родительский и девять других, выходящих из него в виде
эманаций; каждый шар порождается предыдущим. Синоним – Азилут.
АЧАЛА – (санскр.
букв, непоколебимая), божество-хранитель женского рода, помогающее в
преодолении препятствий.
АЧАМАНА – (санскр.),
ритуал очищения тела перед совершением пуджи, чтением Вед, принятием пищи, а
также после произнесения лживых слов. При этом совершающий ритуал, пьет воду
маленькими глотками и, кроме того, разбрызгивает её вокруг себя. В чем-то это
похоже на христианскую церемонию кропления водой. После выполнения ритуала
верующий уединяется в умиротворенном состоянии для погружения в медитацию.
АЧАРА – (санскр.
путь; образ жизни; тип деятельности). 1. Обычай, традиция, правила поведения.
2. Определенная школа или традиция санатана дхармы. Например, шайвачара – путь
шиваизма. 3. Ступени посвящения в учение индусского тантризма. Каждая ачара
представляет собой особое учение, предлагающее свои способы осознания себя,
Бога, Космоса и духовной сущности других людей. Следующая ачара, как правило,
опровергает многие положения предыдущей и вносит свои дополнения, приближающие
ученика к абсолютной истине. Классификация ачар затрудняется тем, что каждая из
них преподносится как наивысшее и абсолютно истинное учение и трактует все
остальные учения как предыдущие ступени к познанию истины. К примеру,
тантрическая школа кула насчитывает семь ачар: ведачара (путь вед),
вайшнавачара (путь вишнуизма), шайвачара (путь шиваизма), дакшиначара (путь
правой руки), вамачара (путь левой руки), сиддхатачара (путь сиддх, или путь
высшего совершенства) и каулачара (путь каул, или путь кулы). Нетрудно
догадаться, что школы, принадлежащие к ведачаре или дакшиначаре, рассматривают
эту иерархию несколько иначе.
АЧАРЬЯ – (санскр.),
духовный учитель, или гуру, тот, кто учит собственным примером. Ачарья часто
встречается в роли суффикса в именах некоторых почитаемых религиозных учителей,
посвященных в высшее знание.
АЧИНТЙА-БХЕДАБХЕДА-ТАТТВЫ
– (санскр.), в теологической школе веданты у вайшнавов – принцип
«одновременного тождества и отличия Господа от творения». Верховная
божественная личность обладает бесчисленным множеством энергий, которые могут
быть объединены в три основные группы (типы):
v
сварупа-шакти, или внутренняя энергия;
v
майа-шакти, или внешняя энергия;
v
джива-шакти, или пограничная энергия.
Эти шакти Верховного Бога неотделимы от Него. Само же
творение Космоса происходит за счет внешней энергии Бога, или майа-шакти, а
живых существ – за счет джива-шакти. Сварупа-шакти, или внутренняя энергия
Господа остается незатронутой материальным творением, и вот почему Верховный
Господь одновременно един и отличен от Своего Творения. Наряду с «чисто»
энергетическими аспектами бытия Бога, Он также существует одновременно в Своих
различных экспансиях и проявлениях. Такое многообразие Его в Себе Самом для нас
непостижимо в логических терминах.
АЧЬЮТА – (санскр.),
титул Вишну, символизирующий собой качества, не подвластные изменению или
падению. Противоположное значение – чьюта (падший).
АША – (зенд. истина,
правда), натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон
мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времен года,
«воскресение» и «умирание» природы и так далее. Имел также социальное и
этическое содержание: справедливость, верность договорам и тому подобное.
Считается, что аша руководит также и поведением человека, поскольку истина,
справедливость, верность и смелость присущи человеку от рождения, а все грехи и
пороки – это нарушения естественного порядка вещей.
АША-ВАХИШТА –
(зенд.), один из амеша-спенты, хранящий основной закон этого мира, закон
Небесного огня, воплощенного во всех земных творениях. Покровительствует
кузнецам, модельерам, рукодельникам, конструкторам, изобретателям, – всем, кто
думает, изобретает и талантливо воплощает, у кого есть хварна. Аша-Вахишта
хранитель мудрости, высших сил, гигантских потенциальных энергий и
возможностей, связан с познанием высшего смысла жизни, сохранением творческого,
эволюционного начала, традиций, основ.
АШВАДАНА-СИДДХИ –
(санскр.), парапсихологическая способность к сверхвкусу. Смотри Сиддхи.
АШВАМЕХДА (др.-инд.) — ритуал жертвоприношения коня. Царь
выпускал на волю коня и в течение года следовал за ним вместе с войском,
подчиняя страны, по которым проходил конь. Затем возводили особое ритуальное
сооружение — прачинаванса, внутри которого размещались очаги для трех
ритуальных огней, а к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы.
Считалось, что в центре этого очага находится пуп Вселенной. Коня,
участвовавшего в походе, приносили в жертву. Престиж А. был так велик, что
совершившего сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царем
Вселенной.
АШВАТТХА (индуист.) — «лошадиная стоянка» — священное
фиговое дерево, наиболее распространенный вариант мирового дерева. Нередко
встречается в индийском эпосе, являясь существенным элементом в некоторых
мифологических сюжетах.
АШВИНЫ – (санскр.),
божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день ашвины
объезжают Вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших,
излечивают слепых и хромых. Ашвины – древние, но вечно юные боги, сильные и
прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре
победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов,
так и смертных. В древнеславянской мифологии известны как боги-близнецы Асвины,
которых можно заметить либо перед рассветом, либо в сумерках на закате.
АШВИНЫ (индуист.) — «обладающие конями» или «рожденные
конями» — божественные братья-близнецы, живущие на небе. А. связаны с утренней
и вечерней зарей. Разбуженные Ушас, они несутся по небу на золотой колеснице,
запряженной конями или птицами, объезжают за день Вселенную и прогоняют тьму.
А. помогают в беде, приносят богатство, пищу, коней, коров, детей, свет,
счастье, здоровье и долгую жизнь. Они защищают и вознаграждают певцов,
излечивают слепых и хромых, возвращают жизнь умершим. Существует несколько
мифов об их рождении. В основном мифе говорится, что дочь Тваштара Саранью
стала женой Вивасвата, которого не любила. Родив ему близнецов Яму и Ями,
Саранью подменила себя очень похожей женщиной, а сама обернулась кобылицей и
убежала из дома. Заметив подмену, Вивасват обратился в коня и догнал Саранью.
Она помирилась с ним и родила двоих сыновей-близнецов, Насатью и Дасру, которые
стали называться А.
АШЕ – (браз.), жизненная
сила, сила ориши.
АШКЕНАЗ – (евр.),
европейский еврей в противоположность сефарду.
АШКЕНАЗИ – (евр.),
европейский еврей в противоположность сефарду.
АШОГУН – (браз.),
главный жрец, приносящий в жертву животных.
АШРАМ – (санскр.
место стараний). 1. Место, где проживают учитель и его ученики. Ашрамом часто
называют хижину, в которой обитает отшельник. 2. Общее название для любого из
четырех этапов жизни человека на Земле:
v
брахманария – неженатый ученик;
v
грихастха – женатый человек, который уже не
является учеником;
v
ванапрастха – уход со службы и занятия
созерцанием;
v
санньяса – монашеская жизнь, которая
подразумевает уединенность.
АШРАМА – (санскр.
место стараний). 1. Место, где проживают учитель и его ученики. Ашрамой часто
называют хижину, в которой обитает отшельник. 2. Общее название для любого из
четырех этапов жизни человека на Земле:
v
брахманария – неженатый ученик;
v
грихастха – женатый человек, который уже не
является учеником;
v
ванапрастха – уход со службы и занятия
созерцанием;
v
санньяса – монашеская жизнь, которая
подразумевает уединенность.
АШРАМА-ДХАРМА –
(санскр.), смотри Дхарма.
АШРАФ-УЛЬ-МАКЛУКАТ –
(араб.), человеческая форма жизни.
АШТАНГА ЙОГА –
(санскр.), йога последовательного прохождения восьмеричного пути и
совершенствования каждого этапа: яма и нияма, асана, пранаяма, пратьяхара,
дхарана, дхьяна и самадхи.
АШУДДХА-МАЙЯ –
(санскр.), термин шиваизма, означающий нечистую майю, материальную причину
физического плана, или пракрити. Существует 24 категории, которые составляют мир
ашуддха-майи. В порядке общей классификации наряду с шуддха-маиеи и
шуддха-ашуддха-майей они идут под следующими номерами:
13) пракрити-таттва – первичная природа, грубая энергия, из
которой формируются все низшие таттвы. Пракрити, также называемая прадхана,
выражается в трех гунах (качествах) – саттве, раджасе и тамасе. Они проявляются
как свет, активность и инерция соответственно, а на тонком уровне как
удовольствие, сожаление и заблуждение. Эти гуны доминируют над душевными
энергиями знания, действия и желания (джняна, крия и иччха) и формируют
«гунное» тело – маномайякошу.
v
Антахкарана – ментальные способности, содержат
три таттвы:
14) буддхи-таттва – суждение, интеллект, различение;
15) ахамкара-таттва – эго, чувство внешней формы. Это
фундаментальны и принцип индивидуальности;
16) манас-таттва – осязание (кожа).
v
Джнянеиндрии – пять органов восприятия,
саттвических по природе, каждый из которых имеет тонкий физический аспект:
17) шротра-таттва – слух (уши);
18) твак-таттва – осязание (кожа);
9) чакшус-таттва – зрение (глаза);
20) расана-таттва – вкус (язык);
21) гхрана-таттва – обоняние (нос).
v
Кармендрии – пять органов действия,
раджасических по природе, каждый из которых имеет тонкий и физический аспект:
22) вак-таттва – речь (голос);
23) пани-таттва – хватание (руки);
24) пада-таттва – ходьба (ноги);
25) паю-таттва – выделение (анус);
26) упастха-таттва – размножение (гениталии).
v
Танматра – пять тонких элементов, тамасических
по природе:
27) шабда-таттва – звук;
28) спарша-таттва – ощущение;
29) рупа-таттва – форма;
30) раса-таттва – вкус;
31) гандха-таттва – запах.
Это тонкие характеристики следующих грубых элементов.
v
Панчабхута –пять грубых элементов:
32) акаша-таттва – эфир или пространство;
33) вайю-таттва – воздух;
34) теджас-таттва - огонь;
35) притхиви-таттва – земля;
36) капха-таттва – вода.
Смотри Упадана-карана, Антахкарана, Гуна, Коша.
АШХАГА ПРАТИТ – (евр.
индивидуальное провидение), концепция хасидизма индивидуального провидения,
означающая, что Господь с любовью провидит малейшие детали жизни и духовного
развития каждого еврея.