Слова с АН по АНАН
АН – (шумер. небо), в
древнешумерских мифах – бог неба, «самый главный бог», создавший небо.
АН (шумер.) — «небо», Анум, Ану (аккад.) — бог неба. Отец
богов, создавший небо и приказавший родиться богам-ануннакам. Изображался
восседающим на небесах на первом месте.
АНА – в старых
чеченских и ингушских мифах – обожествлённая мать-земля. Местонахождение Аны
таково, что «лицо её обращено на восток и видно нам во время утреннего сияния
рассвета, а затылок – на запад, вечером Солнце заходит позади него». Синонимы:
Нана (2), Лата.
АНА-НОКА – (браз.),
ароматическая палочка, сжигаемая для привнесения гармонии в окружающую среду.
Применяется в очистительном ритуале.
АНАВА – (санскр.),
заслон естественной мудрости, свету, который позволяет проявляться духовному
невежеству, эгоизму и гордости. Анава присуща созревающей душе, как кожура –
семени. Когда душа созревает, приходит ангураха, «милость», и анава отпадает.
АНАВА-МАЛА – (санскр.
нечистота малости, ограничивающий принцип), индивидуальная завеса, которая
обволакивает душу. Источник конечности и невежества, главнейшие узы из трех
(анава, кама, майя), которые временно ограничивают душу. Анава-мала так же
важна в агамической философии, как майя-авидья в ведантической. Именно наличие
анава-малы вызывает непонимание природы бога, души и мира, чувство отдаленности
от бога и от Вселенной.
АНАВА-УПАЙЯ –
(санскр.), в философии кашмирского шиваизма означает все формы ритуальной,
йогической и медитативной практики, в которых активную основную роль играют
постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анава-упайя – самый низший
тип садханы. Смотри Упайя. Синоним – Анавопайя.
АНАВОЛИЙ – белая
одежда, надеваемая на человека, который проходит обряд крещения.
АНАВОПАЙЯ – (санскр.
путь индивидуума), в философии кашмирского шиваизма означает все формы
ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых активную основную
роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анавопайя –
самый низший тип садханы. Смотри Упайя. Синоним – Анава-Упайя.
АНАГАМАН – (санскр.),
предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению;
достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и
достижения нирваны. Анагаман также символизирует окончание пути возрождения в
мире желаний. Синоним – Анагамин.
АНАГАМИН – (санскр.),
предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению;
достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и
достижения нирваны. Анагамин также символизирует окончание пути возрождения в
мире желаний. Синоним – Анагаман.
АНАКТЫ – (греч.),
демоны-хранители. Возможно, что они потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.
АНАЛОЙ – (греч.), в
православном храме – стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие,
крест и иконы. Во время свершения таинства бракосочетания священник обводит
новобрачных вокруг аналоя. Синоним – Налой.
АНАМНЕСИС – (греч.
припоминание), термин платоновской философии, обозначающий состояние
припоминания душой в этом мире виденного ею в мире потустороннем: лишь этим
путем могут быть достигнуты идеи, абстрагированные от материальных вещей.
Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейские представления о
бессмертии души.
АНАНДА – (санскр.).
1. Чистая радость, наслаждение, удовольствие, которые никак не связаны с
представлениями о материи. Ананда подразумевает блаженство и счастье, которые
человек переживает, сознательно выходя за пределы своего тела. Это экстаз
полной свободы, который нисходит на каждого, кто хотя бы на время оставляет
свой земной прах и выходит в бесконечное пространство. 2. В буддийской традиции
– двоюродный брат и любимый ученик Шакьямуни, сопровождавший его как слуга на
протяжении 45 лет. После смерти Будды со слов Ананды была составлена
центральная часть канона «Трипитаки» – «Сутра-питака».
АНАНДА (будд.) — «радость» — двоюродный брат и ученик Будды
Шакьямуни. Много лет странствовал с Буддой, но достиг просветления только после
его смерти. Написал главную часть буддийского канона «Трипитаки» —
«Сутрапитаку». Умер в возрасте 120 лет.
АНАНДАМАЙЯКОША –
(санскр. оболочка блаженства), интуитивно-сверхсознательная оболочка или
актиническо-причинное тело. Это самая внутренняя форма души (сварупа) является
предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Её сущность
Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолют). Анандамайякоша – оболочка в
ином смысле, нежели четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или
карана-шарира, причинное тело. Анандамайякоша – это то, что эволюционирует
через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния
(вишваграсы) с первичной душой, Парамешварой. Тогда анандамайякоша становится
шивамайякошей, телом бога Шивы. У шиваитов анандамайякоша – тело души,
погруженное в Шиву. Смотри также Карана-шарира.
АНАНТА – (санскр.
бесконечность), имя, данное великому свернутому кольцами змею, на котором,
согласно пуранам, возлегает Вишну. Змей является символом вечности времени,
эона – срока, или периода, в течение которого мысль в сознании Вишну
развивается до совершенства, идеала, архетипа или полного завершения.
АНАНКЕ, Ананка (греч.) — богиня необходимости, неизбежности,
мать мойр — вершительниц человеческих судеб. Между колен А. вращается мировое
веретено, ось которого является мировой осью.
АНАСТАЗИС – (греч.),
непрерывное бытие души.
АНАСТАСИЯ Прекрасная - Ей соответствуют в русских сказках
Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-царевна и Марья-Моревна.