Слова с АНТРО по АНЮ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЭГРЕГОРИАЛЬНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ – надэгрегориальный уровень причастности,
которому соответствует планетарное самосознание. На этой ступени снимается
социальное отчуждение: отождествляясь с человеческим обществом, человек
осознает и переживает себя как проявление социума.
АНТРОПОМАНТИЯ –
(греч.), разновидность предсказания будущего по внутренним частям человеческого
тела (смотри Антинопомантия). В Древнем Египте и Греции – гадание по
внутренностям человека после его жертвоприношения. Этот метод эпизодически
применялся во времена Римской империи и, вероятно, был возрожден некоторыми
изуверскими сектами приверженцев Черной магии.
АНТРОПОМОРФИЗМ –
(греч.), наделение бога или богов человеческой формой и человеческими
свойствами и качествами.
АНТРОПОС – (греч.
человек), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно
христианского или около христианского гностицизма – духовный первочеловек как
божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и
материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда
– один из эонов. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, антропос на разных
уровнях своего бытия есть верховный Бог («первый антропос»), но также и отображение
и эманация «первого антропоса», которая в силу грехопадения соединилась со
своим земным подобием (Адам), присущая всем людям как бессмертное начало (дух,
внутренний человек, великочеловек) и в них дожидающаяся своего конечного
освобождения из мрака материи и тирании архонтов.
АНТРОПОСОФИЯ – ветвь
теософии, которую основал австрийский мистик и философ Рудольф Штайнер,
утверждавший возможность познания нематериальных духовных миров посредством
развития ясновидения или яснослышания. Антропософия определяется как мудрость,
относящаяся к человеку, в отличие от теософии, где мудрость относится к Богу
Большое влияние на формирование антропософии имело творчество Гёте через
раскрытие идей Заратусты. Не менее важным в антропософии было также исследование
значения Христа и мистерии Голгофы. Практика антропософии направлена на
прозрение в себе высшего существа путем медитации и сосредоточения.
АНТРОПОФЛЮКС –
психотропная энергия, эманирующая из человека. Названа так К.Е. Мюллером и
открыта им с помощью специального индикатора. Антропофлюкс выделяется всей
поверхностью тела, особенно сильно из ладоней рук и стоп, имеет большую
проникающую способность через различные субстанции. Характер излучения
антропофлюкса из человеческого тела имеет вид импульсов с короткими перерывами.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ –
представление о том, что человек является центром мира, так как он высший и
самый совершенный из всех существ. Антропоцентрические представления астрологии
заключены в идее подобия человека (как микрокосма) макрокосму, то есть
Вселенной.
АНТЬЕШТИ – (санскр.),
смотри Самскары зрелого возраста.
АНУ – (санскр.). 1.
Мельчайшие частицы материи, образующие атомы (параману). Ану обладают дхармой.
Аналог эфира в западной традиции (смотри также Амер). 2. Индивидуальное живое
существо. 3. У шумеро-аккадийцев – бог неба, глава верховной триады богов, в
которую входили также Эллиль (Энлиль) и Эйа (Энки). Основной атрибут ану –
рогатая тиара, в которой он изображается на храмовых рельефах и печатях. Ану
считался отцом богов и создателем демонов, к нему обращались за советом и
благословением, а также в ходе магических ритуалов.
АНУБИАС (греч.), Инпу (др.-егип.) — «собачка» —
древнеегипетский бог смерти. Изображался в виде черного шакала, собаки или
человека с шакальей головой. В мифе о гибели Осириса А. вместе с Исидой ищет
его тело, охраняет его от врагов, а затем после воскрешения Осириса вместе с
Тотом присутствует на суде Осириса. Играл важную роль в погребальном ритуале,
считался ответственным за подготовку тела умершего к бальзамированию и
превращению в мумию.
АНУБИС – (греч.), бог
смерти, изображавшийся в виде человека с головой шакала.
АНУБХАВА – (санскр.
восприятие, переживание, опыт), личные переживания, не исходящие из памяти.
Непосредственное переживание чего-либо.
АНУГРАХА – (санскр.
милость откровения). 1. Одно из качеств-атрибутов Пурна-аватары – власть
осыпать милостью. 2. Один из пяти видов деятельности Натараджа.
АНУГРАХА-ШАКТИ –
(санскр. милостливая энергия), милость откровения. Присущая Шиве сила просветления,
благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и майи и в конечном
итоге достигает освобождения, мокши. В частности, ануграха нисходит надушу при
дикше (инициации) от садгуру. Ануграха приходит, когда анава-мала,
ограничивающая оболочка, окружающая душу, достигает созревшего состояния.
АНУКЕТ (егип.) — египетская богиня, дочь Хнума и Сатис,
владычица о-ва Сехеля — одного из островов архипелага в районе первого
нильского порога. Ее священное животное — антилопа (газель).
АНУННАКИ – 1. Высокоразвитая
раса пришельцев, появившихся на Земле 400 тысяч лет назад с планеты Нибиру.
Впервые высадились на берегах Персидского залива и в Египте. По предположениям,
являются родоначальниками шумеров. Покинули землю во время катастрофы Атлантиды
и потопа, дав спастись лишь Ною на его ковчеге. После катастрофы вновь посещали
Землю и контактировали с возрождающейся цивилизацией. Их стали называть «те,
кто пришел с Неба» или элохим по-древнееврейски. 2. Ангелы или духи Земли;
элементалы Земли. Главная обязанность ануннаков – определять людские судьбы, то
есть они являются духами-покровителями. Синоним – Аннунаки.
АНУПАДАКА – (санскр.
самосущий), относящийся к дхьянибуддам, к саморожденным богам.
АНУПАЙЯ – (санскр.
отсутствие способа, не-метод), термин кашмирского шиваизма, обозначающий
спонтанную реализацию без использования какой-либо техники, практики или
намеренного усилия. Смотри Упайя.
АНУТТАРА САМЪЯК САМБОДХИ
– «непревзойденная истинная мудрость», которой обладают бурды и
бодхисаттвы. Так называют высшую ступень буддийского посвящения, когда
правильные взгляды и истинная мудрость в полной мере соответствуют уровню
личного просветления. Человек, достигший этой ступени духовного развития,
осознает иллюзорность материального мира и может навсегда прекратить
существовать в нем; но, соблюдая принцип сострадания, дает обет возрождаться в
этом мире до тех пор, пока все не будут избавлены от страданий. Синоним –
Аноттара Саммяку Самбодай.
АНХ – (егип.), символ
жизни – тау-крест с овальной петлей вместо верхнего луча. Синоним – Анкх.
АНХИС, Анхиз (греч.) — правитель дарданов, родственник
троянского царя Приама, возлюбленный богини Афродиты, которая родила ему сына
Энея. За то, что А. похвалялся ее любовью, Зевс ударил в него молнией и покарал
его слепотой и параличом. В ночь взятия Трои Эней вынес отца на своих плечах из
горящего города, но по пути А. скончался.
АНЦИБОЛ - Можно трактовать мифологические названия антипка,
анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных
духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в
святцы православия.
АНЦЫБАЛ.
АНЦЫБУЛ. Анчибил. Анцыбал.
Болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана. Название
анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это наименование
закрепилось в бранных выражениях: «Ах ты, анцыбал этакой!» (Курск.), «Анчибал
ты проклятый!», «Чтоб тебя подхватил анчибил!» (Орл.). На Урале кочечного,
болотного лешего именуют «анцыбал».
АНЦЫПАР. Ничыпар. Самый старый чёрт. В Белоруссии было
распространено верование, что АД — пекло, находится под землей в болоте, что
сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне
помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт
Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аду «на 12 цепях, за 12 дверями».
Подобные представления об аде известны в сказках и быличках.
АНЧИХРИСТ - Антихрист. Аншихрист.
АНЧУТИК - Анчутка. На Смоленщине анчутик — «странное название
чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды,
— обыкновенно им пугают детей и подростков».
АНЧУТКА - В восточнославянской мифологии нечистый дух славян,
злой дух, бес, кикимора, бесёнок, водяной чертёнок, обитающий в болоте, имеет
крылья. Помощник водяных болотных, Ещё его называют «беспятым», «беспалым»;
хромота — одна из основных примет нечистой силы. Анчутка - одно из наиболее
распространенных названий нечистой силы. Анчутка - одно из русских названий
чертенят. Анчутка — одно из наиболее распространенных названий нечистой силы,
чёрта, чертиков. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского
слова Anciute — «маленькая утка». Действительно, анчутка, чертик — существо,
связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно
общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, «очень любит
воду и не упускает возможности поселиться в ней». На юге России анчутку
описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей.
Иногда Анчутками называют водяных, болотных. Обычные его эпитеты — «беспятый»
(«беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к «нечистой
силе». Выглядет якись собачатко, як ото шарча, лежить и пятка у него одна на
одной нози обсмалена. Завернётся в клубочек, та мугиче. Опытные, пожилые
деревенские хозяйки советуют: "Во время грозы нельзя быть с растрепанными
волосами, в подоткнутом платье — много места тут укрываться анчутке беспятому
(бесу). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках
и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик - "странное название
чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды,
- обыкновенной им пугают детей и подростков." Анчутку нередко представляли
с гусиными пятками и свиным пятачком. На Орловщине и Тамбовщине анчуткой
именовали домового, а в Калужской губернии — лешего. На Смоленщине анчутик —
«странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает
ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков». Эпитеты
«беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик анчутки-чёрта
(чёрта нередко представляли с гусиными пятками).
АНЧУТКА – (слав.), в
русской мифологии – маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и
утки. Живет то в воздухе, то в воде и, как всякая нечисть, мгновенно отзывается
на упоминание своего имени. Его отличительные черты – невысокий рост, умение
летать и повышенная чумазость. Иногда анчутку называют водяным, болотным.
Обычные его эпитеты – «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый». Полевые
анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники,
конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и пр.
АНШАР и КИШАР –
(шумер. круг неба и круг земли), в шумерской мифологии – священная пара
родителей небесного бога Ану; олицетворение горизонта как двух непрерывно
связанных линий, отделяющих небо и землю друг от друга. У ассирийцев были
отождествлены с главным богом Ашуром и возвысились над всеми богами.
АНЬЯНА – (исп.), тип
колдуньи. Имя предположительно происходит от Яна или Диана. Такие ведьмы
принимают вид старых женщин и испытывают людей на милосердие. В истинном
обличье это красивые молодые женщины, белокурые и голубоглазые, одетые в плащи
из цветов и серебряных звезд. В руках у них золотая палочка, на ногах – зеленые
чулки. Они оберегают зверей и живут в подземных дворцах, полных сокровищ.
Прикосновение палочки превращает все в золото. Символика образа ведет свое
происхождение от друидов, на глубинном уровне она также означает душу,
обновленную слиянием с «жизненной силой». Палочка является эмблемой отношений,
связывающих внешне независимые вещи. Зеленые чулки намекают на изначальные силы
женской природы. Сокровища и богатства означают духовные силы, таящиеся в
бессознательном.
А-НЮЙ, Э-нюй (кит.) — мать правителя Чжуань-сюя, зачавшая
его в миг, когда луч звезды, подобный радуге, пронзил солнце (вариант: луну) и
взволновал А-н., сидевшую в своих уединенных покоях.