Слова с АТА
АТА, Ате (греч.) — богиня помрачения рассудка, дочь Зевса.
Когда Зевс ожидал рождения Геракла, А. помрачила разум отца, и тот заявил, что
родившийся этой ночью смертный будет повелевать всеми потомками рода Персея. А.
заставила Зевса поклясться в этом Гере, а затем ревнивая Гера ускорила рождение
Эврисфея, что обрекло Геракла на служение трусливому и ничтожному Эврисфею.
Разгневанный Зевс сбросил А. с Олимпа, и она утратила власть над богами, но
сохранила ее над людьми, заставляя их совершать безумные поступки.
АТАЛА – (санскр.),
чакра, расположенная ниже муладхары. Центр страха и вожделения. Соотносится с
первым низшим астральным миром. Вход в один из семи адских миров.
АТАМАН Рощин - По русскому преданию, атаман разбойников и
колдун Рощин зарыл во Владимирской губ. много кладов, причем каждый раз клал на
крышку сундука с золотом отрубленную Голову человека, который как бы становился
сторожем сокровища.
АТАМАН - В Ведах - Атманиведана - жертвенность, предание себя
Богу. В русских поверьях есть атаман леших, ветер – атаман.
АТАМАНТ — см. Афамант.
АТАМЕ – магический
нож, которым чертят круг; при необходимости им прикасаются при лечении.
АТАНОР – (от греч.
athanatos – бессмертный). 1. В алхимии – специальная печь для выполнения
делания: выдерживания компоста при определенной температуре для получения
философского камня. Название подчеркивает непрерывность процесса, так как
огонь, раз разведенный, должен был гореть до конца делания. 2. В оккультной
практике – физическое тело человека, в котором необходимо поддерживать
непрерывный духовный огонь с целью достижения великого делания, при котором
происходит мистическая плавка астральных и ментальных энергий в высшие духовные
ценности. Смотри также Дин.
АТАР – (зенд. огонь),
Небесный Огонь, сын Ахура Мазды, преосуществленный во всех явлениях. Огонь –
единственная не оскверненная из священных стихий. Он сжигает любое зло. Огонь
преображающий, уничтожающий и воскрешающий всегда почитался зороастрийцами.
Атар, как пребывающий во всех творениях, был также символом объединения людей,
покровителем миссионерства, духовного единения. Он воплощался в сынах Божьих –
саошиантах. Образ стихии атара Авеста и пехлевийские источники различают в пяти
ипостасях:
v
вохуфрйана – огонь, который находится в телах
животных и людей, он переваривает пищу и согревает тело (труп коченеет потому,
что атар-вохуфрйана покидает мертвую плоть), его видимое проявление – блеск в
глазах;
v
урвазишта – огонь в растениях; согревает
брошенное в землю зерно, дает растениям цвести и плодоносить;
v
берсизава – огонь Солнца, пылающий перед
Господом на небесах;
v
вазишта – молния;
v
спеништа – земное пламя, прежде всего –
священных алтарных огней, но также и используемое в бытовых целях.
В зороастрийской религии различали три сакральных огня:
огонь кави-виштаспы (адур-виштасп); огонь хварно (адур-фарнбаг); огонь михра.
Эти огни были посвящены соответственно: царю и воинам; жречеству; общинникам –
скотоводам и земледельцам. Вместе эти три огня символизировали три сословия
иранского общества – воинов, жрецов и скотоводов. Синоним – Адур. Смотри также
Аташ.
АТАРГИТИС (зап.-семит.) — сирийская богиня плодородия и
благополучия, была одной из наиболее почитаемых богинь арамейского пантеона.
Отождествлялась с Афродитой. А. изображали сидящей на троне, окруженном львами.
АТАТТВА – (санскр.
вне-сушествования, непознаваемое, неописуемое), в шиваистской традиции – одно
из обозначений трансцендентного абсолюта, или Парашивы. Указывает на
непостижимую внутреннюю природу Бога, превосходящую собой все 36 таттв космического
проявления. Это то, что лежит за пределами времени, звука, формы и
пространства. Все таттвы исходят из Ататтвы, или Парашивы. Для обыденного,
мирского видения реальности Парашива как бы «не существует», но без Парашивы
сам мир и его обитатели не могли бы существовать. Поэтому можно сказать, что
сам мир нереален как нечто отдельное и самодостаточное в глазах высшей
реальности, Парашивы.
АТАШ – (зенд.),
древнеперсидское название священного огня – главного предмета поклонения данной
религии. Зороастрийцы разделяют священные огни на несколько рангов в
зависимости от особенностей возжигания: так, существует «огонь первого ранга»
(аташ-бахрам – огонь победы), зажигаемый в дни празднеств от горящих угольев
многих священных огней; «огонь второго ранга» (аташ-адуран – огонь огней),
зажигаемый от угольев домашних огней представителей всех классов общества и,
наконец, дадгах – «огонь третьего ранга». Негасимый огонь – непременная
принадлежность любого зороастрийского храма. Совершать приношение храмовым огням
и молиться у них считается весьма похвальным, потому что все они – воины,
сражающиеся на стороне благих творений не только материально (против тьмы и
холода), но и духовно (против сил зла и невежества). В старину воинственная
природа этих огней символизировалась ещё и тем, что на стенах святилищ висели
булавы и мечи. Смотри также Атар. Синоним - Атхаш.
АТБАШ – (евр.), один
из разновидностей трансформации в гематрии. Это вид замены, заключающийся в
замене первой буквы алфавита на последнюю, второй – на предпоследнюю и так
далее.
АТЕИСТ – (от греч.
atheos – безбожный), человек, отрицающий существование Бога и религию. В
каббале в посвящениях малых атеист относится к первой ступени духовных
посвящений. Атеист (человек суеверный) – это уровень, на котором связь с тонким
миром практически отсутствует или, во всяком случае, не играет в жизни человека
существенной роли.
АТИК ЙОМИН – (евр.),
смотри Кетер.
АТЛАНТ, Атлас (греч.) — титан, державший на своих плечах
небесный свод, сын Иапета и океаниды Климены (вариант: титаниды Асии), брат
Прометея и Эпиметея, отец плеяд, Гиад и Гесперид, а также нимф Калипсо и Майи.
Согласно мифу после поражения титанов в титаномахии А. в наказание должен был
держать небесный свод на краю света, находящемся на западе около сада Гесперид.
Когда Эв-рисфей послал Геракла за золотыми яблоками Гесперид (двенадцатый
подвиг Геракла), Геракл держал вместо А. небесный свод, пока тот рвал для него
яблоки. Когда А. вернулся с яблоками и не захотел снова взвалить на себя эту
ношу, Геракл по совету Афины перехитрил А., попросив подержать небесный свод,
пока он не сделает и не подложит себе под плечи подушку.
АТАЛАНТА (греч.) — дочь аркадского героя Иаса, знаменитая
охотница, участница похода аргонавтов и калидонской охоты. Образ А. возник из
слияния двух первоначальных героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из
лука, и беотийской, известной быстротой ног. Отец А., недовольный тем, что
родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и его вскормила медведица, а
воспитали охотники. На калидонской охоте А. первая ранила вепря и получила от
влюбленного в нее Мелеагра почетную награду — голову и шкуру зверя. Всем, кто
сватался к ней, А. предлагала состязаться в беге. Пропустив жениха вперед, она
в полном вооружении бросалась вслед за ним и, догнав на отмеченном для
состязания участке, убивала. Так продолжалось, пока Меланион (вариант:
Гиппомен) с помощью Афродиты не победил А. хитростью. Во время бега он бросал
на землю золотые яблоки, поднимая которые, А. задержалась и проиграла
состязание. А. родила Меланио-ну сына Парфенопея (варианты: отцом Парфенопея
был Мелеагр или Арес). Их супружество закончилось тем, что Зевс превратил их во
львов, когда они предавались любви в его храме.