Слова с БАВ по БАЙ
БАВКИДА — см. Филемон.
БАГА - Пугало для детей (схожее с букой, вовой и т.п.). По
поверьям Нижегородской губернии, Бага — с горбом.
БАГАН - Дух-покровитель рогатого домашнего скота. Он
охраняет животных от болезней, умножает приплод, а в случае гнева своего творит
самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Это некая
разновидность дворового, но менее значительная, ибо тот надзирает за всем
вообще хозяйством. Белорусы отделяют для Багана в коровьих и овечьих хлевах
особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: Здесь-то и
поселяется Баган. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся
корову.
БАГ-БОГ – (слав.),
Бог; славянское имя греческого Вакха, чье имя стало прототипом имени Bagh и Bog
или Bogh; по-русски – Бог.
БАГИ – хижина в чаще
леса, общинное святилище для тайного совершения обрядов культа вуду.
БАГНИК - Болотняник - Дух болота, живёт в большом каменном
доме с женой и детьми.
БА ГУА – (кит.),
восемь триграмм, восемь базовых знаков согласно канону «И-Цзин» (Циклическим
переменам). Создание этой системы знаков приписывается правителю Фуси. Каждый
знак гуа состоит из трех черт яо, сплошная черта олицетворяет принцип ян, а
разорванная черта – принцип инь. Знаки пишутся снизу вверх. В литературе о
цигуне триграмма цянь – «творчество» может символизировать котел дин, а кунь –
«исполнение» – печь ци, кань – «погружение» и ли – «сцепление» – лекарственное
вещество яоу. Триграммы могут символизировать восемь направлений – по странам
света и промежуточным направлениям. Помещенные друг над другом две триграммы
образуют гексаграмму гуа, всего получается 64 гексаграммы.
БА ГУА ПЭЙОУ –
(кит.), распределение восьми триграмм по парам, учитывая их дуализм по инь-ян,
сочетают с плотными и полыми внутренними органами. «В природе пять стихий
собраны вместе, у шести ци гармоничное единение, восемь триграмм сочетаются
парами, составляются во внутренней пилюле, тогда телесная форма вечно живет, не
разрушаясь».
БАДАЙ - Страшилище, которым пугают детей. «Не реви, бадяй
заберет!» (Волог.). Облик бадяя расплывчат и таинствен. Это некто ужасный,
часто — немой, безрукий, иногда — хромой. Он похищает детей. Согласно
наблюдениям О.А. Черепановой, бадя в одних контекстах — «хромой нищий бродяга,
в других — сухорукий, в третьих — гугнивый. Он говорит плохо, все бадя да бадя»
(Волог.).
БА ДИН ФА – (кит.),
метод восьми стабильностей в буддийском цигуне, включает четыре метода
медитативной стабильности чаньдин и четыре метода пустотной стабильности
кундин.
БАДНЯК – (слав.),
дух, воплощенный в новогоднем полене, пне или ветке, которые сжигаются в ночь
перед колядою. С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни, посетившие дом
в прошлом году, все злые мысли, все не исполнившиеся желания. Бадняк
представлялся в виде бородатого старичка, весело подмигивающего из костра или
очага.
БАДНЯК - Рождественский персонаж южнославянской мифологии.
Его символ — «рождественское полено», пень с бородой или ветка, сжигаемые в
сочельник. Бадняк противопоставляется Божичу, как старый год новому. Он связан
с образом змея у корней дерева.Сожжение Бадняка в конце старого года
символизирует поражение змея (змей — воплощение нижнего мира) огнём, знаменует
начало нового временного цикла. Бадняк также - полено, сжигаемое в Сочельник на
очаге, и основной обряд рождественского цикла праздников у южных славян. В
рождественский сочельник сербы, болгары и македонцы поливали вином бадняк,
угощая его, как человека. Вином сербы тушили бадняк и рождественскую свечу;
такое вино в Шумадии считалось целебным, им лечили грудные болезни.
БАДЯЙКА - Бадай.
БАЕННАЯ матушка - Женский облик банника.
БАЕННИК – в русской
мифологии – род нежити (особая порода домовых), дух, поселяющийся в бане.
Баенник незлобивое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет
вид старика, покрытого старыми листьями от березового веника. Пар выживает его
временно, а в нетопленой части он живет всегда. Баенник не любит рожениц,
которых обычно выводят в баню. Поэтому рожениц нельзя оставлять в бане одних. По другим версиям, это злобный старикашка, который не любит
тех, кто позднее полуночи моется в бане. Если человек ночью окажется там один,
баенник может его зашпарить до смерти или убить камнем. Синонимы: Баинник,
Байник, Банник, Банный.
БАЕННИК - Банник, байник, байнушко и др., белорус. лазьник —
у русских и белорусов дух - обитатель бани. В четвертый пар, то есть после трех
перемен моющихся, в баню ходить опасно: моются в это время баенник и другие
нечистые. В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе баенник рассердится
и напугает. Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить. Если кто пожелает
быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя
там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и
бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник
проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и
убьет. «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).
БАЕЕНЫЙ - Банник.
БАЕЧНИК - Перебаечник. Злой домашний дух. Появляется только
ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй
можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий
голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно опасно
заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым. Баечник
ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над
головой руками (хочет узнать страшно или нет}. Будет разводить руками до тех
пор, пока рассказанное не наспится и человек не проснётся в холодном поту. Если
в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их
четыре-пять. Самый страшный - усатый перебаечник, у него усы заменяют руки.
Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.
БАИНКА парушко - Вымывшись, не благословив, не перекрестив,
оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его: «Спасибо те,
байнушко, на парной байночке» (Арх.); «Оставайтесь, баинка-парушка, мойтесь,
хозяин и хозяюшка!» (Волог.).
БАИННИК – в русской мифологии
– род нежити (особая порода домовых), дух, поселяющийся в бане. Баинник
незлобивое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет вид
старика, покрытого старыми листьями от березового веника. Пар выживает его
временно, а в нетопленой части он живет всегда. Баинник не любит рожениц,
которых обычно выводят в баню. Поэтому рожениц нельзя оставлять в бане одних. По
другим версиям, это злобный старикашка, который не любит тех, кто позднее
полуночи моется в бане. Если человек ночью окажется там один, баинник может его
зашпарить до смерти или убить камнем. Синонимы: Баенник, Байник, Банник,
Банный.
БАЙ БАИНАЙ – (якут.),
бог охотников, живет на Востоке; бородатый, обросший седыми или рыжими, иногда
черными волосами; очень богат, особенно мехами.
БАЙ-Баянай - Якуты верили, что существует лесной дух,
покровитель охоты и рыболовства — Бай-Баянай. Схож с Сендушным хозяином, одним
из главных персонажей в пантеоне понизовщиков на Индигирке.
БАЙНИК – в русской
мифологии – род нежити (особая порода домовых), дух, поселяющийся в бане.
Байник незлобивое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет
вид старика, покрытого старыми листьями от березового веника. Пар выживает его
временно, а в нетопленой части он живет всегда. Байник не любит рожениц,
которых обычно выводят в баню. Поэтому рожениц нельзя оставлять в бане одних.
По другим версиям, это злобный старикашка, который не любит тех, кто позднее
полуночи моется в бане. Если человек ночью окажется там один, байник может его
зашпарить до смерти или убить камнем. Синонимы: Баенник, Баинник, Банник,
Банный.
БАЙНИК - Банник, баенник, байнушко и др., у белорусов –
лазьник. У русских и белорусов дух - обитатель бани.
БАЙНИХА - Дух бани в облике женщины. Есть в русских поверьях
и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому,
самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно,
как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали:
как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».
БАЙНИЦА - Женский облик банника.
БАЙНИЧЕК - «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти
столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: „Байничек,
девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?", потом отправляются в
полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в
баню и приговаривают: „Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!" Если к
телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и
жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер»
(3еленин, 1991).
БАЙНЫЙ - Банник.
БАЙ-ХУ, Бо-ху (кит.) — «белый тигр» — один из духов четырех
стран света (наряду с Цин-луном, Чжу-няо, Сюань-у), покровитель Запада, где
находится страна мертвых. Б.-х. часто изображали на стенах погребальных
сооружений, на знаменах, которые в походах несли справа от войска (слева несли
знамена с зеленым драконом Цин-луном, спереди — с Чжу-няо, сзади — с Сюань-у).
Вместе с Цин-луном Б.-х. считали стражем дверей и рисовали на створках храмовых
ворот. В Китае также выделяли одноименное созвездие из семи звезд.
БАЙЦЗЭ, Боцзэ (кит.) — мудрый, всезнающий и говорящий зверь.
Изображался похожим на рогатого льва.