Слова с БЕЛ
БЕЛУН - По белорусским поверьям добрый домовой, дух жатвы в
образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Старик добрый. Он помогает
жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся.
Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле
ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног
зайчата скачут. В полдень на пчельнике ходит, после жары на поле возвращался, а
вечером уходил в свою избушку за могильною горою. Но с рассветом был уже на
поле снова. По сообщению В. Даля, Белун — белобородый, в белом саване и с белым
посохом — является с просьбой утереть ему нос и за это сыплет носом деньги.
Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне. Особо
почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили, что заблудившегося в лесу
человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В
счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно
в лесу без Белуна». Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с
приходом осени на посиделках, распевали: Хоть и светит в небесах луна — Ох,
темно в лесу без Белуна! Его почитают также подателем богатства и плодородия.
Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего
он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь
бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы
посыплются деньги, а Белун исчезнет.
БЕЛУНА - Мифологический персонаж из ряда Белых Богов.
Податель богатства у белорусов.
БЕЛЫЕ боги - Боги Космоса. Если человек сумеет сделать
правильный выбор между добром и злом и установит связь с белыми Богами космоса,
то он может выйти за свои личные генетические пределы и черпать силы и знания
от этих белых сил. Если он ошибется, то он будет игрушкой в руках черных сил Чернобога.
БЕЛЫЕ жёны и девы - Прекрасные нимфы вод (т.е. дождевых
источников); являясь в летнюю пору в легких, белоснежных облачных тканях,
озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные,
траурные покровы и подвергаются злому очарованию. Они осуждены пребывать в
заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и
в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в
золоте и драгоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего избавителя. На
избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и
хранить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он
уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти
показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным
детям и бедным пастухам, показываются они обыкновенно весною, когда цветут
майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже
наступившем пробуждении природы от зимнего сна.
БЕЛЫЙ Бог - Белобог.
БЕЛЫЙ ветерок - Ветер переносит различные болезни и
небольшие, тихие ветерки: "красный”, "белый”, "голубой”, "желтый” и др.
БЕЛЫЙ волк - Белый царик. Волк, наделенный особой магической
силой; царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной «хозяин», царь;
оборотень. Волк в поверьях — лесной властитель, «хозяин» зверей. Белый цвет
выделяет такого волка как высшее, наделенное сверхъестественными способностями
существо: это «старший» волк или лесной царь, «хозяин», оборотень. В повествовании
из Смоленской губернии белый царик (белый волк) водит волчьи стаи: «Тэй белый
царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни
тронить». В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится
парень-оборотень. Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами
черных и белых волков, так называемых «князьков» (3еленин), «являвшихся
исключением на фоне преобладающей серой масти. Крестьянин, убивший такого
волка, старался никому не говорить об этом. Некоторые тайком сохраняли у себя
шкуры таких волков — князьков или выродков, так как считалось, что это приносит
счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладельцем магической
силы, которой обладал волк)» (Громыко).
БЕЛЫЙ волк - Волк-альбинос. Издавна считался магическим
существом. Ею называли "Белый царик" и приписывали ему власть над
остальными волками. В одном из повествований Смоленской губернии говорилось
так: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить,
то ни водин ни тронить".
БЕЛЫЙ всадник - День. Утро, День и Ночь служат
повелительнице времени Бабе-Яге.
БЕЛЫЙ дедушка - Дух обитающий в лесу; леший. В верованиях
крестьян Олонецкой губернии белый дедушка — добрый, праведный лесной дух. Это
«седовласый мужчина высокого роста, с головы до ног закутанный в белые одежды».
Он «делает только добро и помогает людям. К нему чувствуют особое благоговение
и страх, редко произносят его имя». В быличке Новгородской губернии леший —
«высокий старик в белой одежде» — не столь доброжелателен и милостив. Белый
цвет одежд, волос, шерсти, традиционно приписываемый лешему в разных районах
России, характеризует его как существо, обладающее особыми силами,
принадлежащее к иному миру (скорее всего — к миру покойников- предков). С
образом духа, «хозяина леса в белом», вероятно, связан и образ предсказателя в
белом, появляющегося в быличках. О лешем — «старике в белом» — рассказывают
повсеместно. Свидетельства о лешем как об исключительно добром белом дедушке
немногочисленны и нуждаются в уточнении, изучении. Обычно леший двойствен, он
может быть и добрым, и злым.
БЕЛЫЙ муж - Белый Дедушка. Леший. В заговорах упоминается
«белый муж», или «белый царь», нередко ассоциируемый со святым Егорием. Как и
леший, святой Егорий — «хозяин» леса, зверей, «волчий пастырь». Многозначный
белый цвет характеризует сверхъестественных существ не только как «иных,
потусторонних», но и как «истинных, всесильных».
БЕЛЫЙ мужчина - Предвестником несчастья в поверьях русских
крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан
рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он
предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
БЕЛЫЙ ТИГР – (кит.),
в даосской «внутренней алхимии» – начальная стадия возникновения
прежденебесного семени (цзин), вырабатываемого из «свинца» (то есть из
питательных веществ и физиологических жидкостей человеческого организма) и
служащего основой для выплавления эликсира бессмертия. Формирование белого
тигра начинается в тот момент, когда прежденебесная, или изначальная энергия
(ци), почерпнутая из вдыхаемого воздуха, проникает в почки и пополняет запасы
изначальной энергии, хранящейся в надпочечниках. Поскольку «семя следует за
энергией», наличие достаточного количества прежденебесной ци позволяет человеку
генерировать в своем организме прежденебесный цзин, то есть преобразовывать
материю, из которой создано его тело, в нечто гораздо более совершенное и
долговечное. Синоним – Желтый росток. Смотри также Нэй-гун.
БЕЛЫЙ царик - Белый волк. Оборотень. Лесной хозяин. Волк,
наделенный особой магической силой; царь над волками. Белый волк
(волк-альбинос) издавна считался магическим существом. Ею называли "Белый
царик" и приписывали ему власть над остальными волками. В одном из повествований
Смоленской губернии говорилось так: "Тэй белый царик, кали тронить
чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить".
БЕЛЫЙ царь - Белый Дедушка. Леший. В заговорах упоминается
«белый муж», или «белый царь», нередко ассоциируемый со святым Егорием. Как и
леший, святой Егорий — «хозяин» леса, зверей, «волчий пастырь». Многозначный
белый цвет характеризует сверхъестественных существ не только как «иных,
потусторонних», но и как «истинных, всесильных».
БЕЛЫЙ человек - Явление смерти в образе женщины, девушки,
покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий
жизни человека. «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
БЕЛЯК и Черняк - Казачий Двуглав. Очень интересная легенда о
двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и
Черняк — братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его
дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые — его брат. Ничего
невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о
плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен прочитать Бог
после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда
Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог
всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы
сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы
сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
БЕЛЯКИ - Светлолики, лесовики. "У беляков самая светлая
кожа и волосы, они выше и стройнее других; любят жить в лесах. Белолики
наименее многочисленные из хоббитов. Являются их северной ветвью. Они дружнее
других лесовиков с эльфами, и более искусны в языке и песнях, чем в ремеслах;
издавна они охоту предпочитают возделыванию земли. По прошествию времени беляки
смешались с другими народами, пришедшими до них, и будучи смелее и более
склонны к приключениям, они часто становились вождями и предводителями других
кланов".