Пятница, 19.04.2024, 05:55
Приветствую Вас Гость

Слова с БЕС

БЕС - Злой дух, демон. Одно из названий Чернобога. Позже — обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь, пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы. В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте. В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета, ср. рус. черный, синец бес, черт; Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения Беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко ''черт''). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями. В житийной литературе и заклинательных молитвах представлен перечень способов изгнания Беса, вселившегося в человека: святой сковывает (связывает) беса, бьет, изгоняет в пустыню (в морскую глубину, в преисподнюю), заключает в замкнутом пространстве (в пещере, в горах, в яме, в сосуде). В народной демонологии сохранились представления о Бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У восточных славян слово бесы служит для обозначения всех демонологических персонажей или для называния отдельных категорий духов: рус. бес полуденный — полудница, бес во дворе — домовой, бес-волосатик. — леший; укр. польови бic — полевик. У кашубов «бес» — антропоморфный злой дух высокого роста с огромными стопами. Польские пастухи называют Бесами злых духов в зверином облике. Существует также польское поверье о «белых бесах», обитающих в «верхнем» мире (в отличие от подземных духов — «страхов»). У болгар сохранились представления, по которым Бес — это злой дух, умерщвляющий собак, или дух болезни, передающейся человеку при укусе больной собаки (бешенство). У сербов существует поверье о Бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство (Косово). Бесами называются великаны в сербских и болгарских легендах. Поздние средневековые источники (Стоглав 1551 г. и др.) обвиняют в бесовских действиях волхвов и кудесников, под каковыми подразумеваются уже чернокнижники, гадающие по "отреченным книгам” ("Волховник” и т.п.), иногда — врачи-иностранцы. Таковым по Псковской летописи (1570) считался врач Елисей Бромелий — "лютый волхв”, который был подослан немцами к Ивану Грозному и "на русских людей возложил царю свирепство, а к немцам на любовь преложи”. Говорят, что у бесов на руках и ногах большие когти. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (т.е. ставить под Колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят Колокольного Звона. Характерно, что бесы на русских иконах изображались безбородыми и вообще безволосыми. Что касается низших божеств, то отношение к ним со временем, после прихода христианства, становилось всё более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредные существа. Бесы, после передачи небесного огоня из глиняных рук Перуна передан был в незримую длань библейского пророка Илии, считались злыми, но трусливыми, которые в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты от этого небесного огня. Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия. Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием. В числе последних самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах). По русским преданиям, в черный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы. В христианских памятниках волхвы обличались как лжепророки: способностью предсказывать судьбу (смерть Олега Вещего и т.п.) наделяли волхвов бесы. Воззрение на Воздух как среду обитания бесов присуще книжной христианской традиции. Восточные славяне считали, что муки в АДу могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены. Где люди ругаются, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище. Среди бесов имеется Главный бес. Привратником ворот ада считался старший бес или св. Касьян. Бывают бесы – хороможители. Анчутка беспятый – тоже бес. Бесы удавили Волхова, сына князя Словена и основателя Новгорода. В Новгородской Кормчей 13 в. отмечено, что язычники "жроуть (приносят жертвы) бесом, и болотом, и колодязем". В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим — это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины. Бес. В русских и украинских быличках девушки при гадании или общении с нечистой силой надевают себе на Голову горшки, а бес пытается оторвать им Голову, но вместо этого только разбивает горшки. Бес Зелёного цвета. На Украине и в Польше новый горшок надевали на голову, чтобы обмануть беса или ходячих покойников. Считалось что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший. Считалось, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). В польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его.

БЕС  – (слав.). 1. Буквально означает «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: без... совести, Бога, понятия, добра, справедливости, чести и так далее. Душа таких людей (бессовестных, безбожных, бесчестных и так далее.) после смерти не могла попасть в Вырий-рай и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции (при этом происходит эманация энергий), вызываемые этими проделками у живущих людей, служили пищей таким духам. 2. Общеславянское слово, родственно литовскому baisus, «страшный», восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; таким образом, бес происходит от того же корня, что и слово «бояться». 3. В христианстве и ряде других религий – злой дух, вселяющийся в человека и животных. В православное христианство слово попало в качестве перевода греческого слова демон. Оно широко использовалось древними славянами в заговорах как обозначение злого духа. 4. Злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников ангелы-хранители. Они невелики по размерам и способны на все – от невинных шалостей до убийств.

БЕС ВОДЯНОЙ - Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью кожу и, усевшись на нее, загадать желание: например, оказаться в доме будущего жениха, или в Царском дворце побывать, или в тридевятое царство слетать. Лишь наступит полночь, выйдут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и полетят, куда ведено: сами незримые и человека того незримым сделавши. Но уж когда назад полетят, будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе с гадальщиком. Тут уж надо не зевать и вовремя сказать: "Чур сего места!" — а не то ждет неминучая погибель.

БЕСЕДИЧ - Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

БЕСИЦЫ трясавицы - Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней, Бесицы-трясавицы — серьёзные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Огнея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Грынуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тел.о ломит), Пухнея, Желтея (насылает желтуху), Коркуша (насылает корчи), Глядея (спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему).

БЕСКОНТАКТНАЯ ДИАГНОСТИКА  выявление заболеваний без применения традиционных медицинских методов, при этом в качестве индикатора состояния биополя пациента экстрасенс использует, например, ладони рук.

БЕСКОНТАКТНЫЙ МАССАЖ  массаж, проводимый движением рук над телом пациента без соприкосновения с ним; разновидность дистантного биополевого воздействия.

БЕСНОВАТЫЕ  – (русс.), люди, в которых вошел дьявол. Бесноватые отличаются от сумасшедших: безумие последних постоянно, бесноватые же выходят из себя при приближении священных предметов – креста, иконы и др. Они произносят богохульные слова и стараются плюнуть на святыни. Бесноватыми чаще становятся женщины, чем мужчины, но во время припадка женщину не могут удержать пять–шесть здоровых мужчин: такую силу придает её телу дьявол. Дьявол входит в человека при следующих обстоятельствах: от думы и огорчения, злобы и брани черным словом, по навету злых людей, во время еды – когда ешь на ходу и переступая порог. Дьявол овладевает проклятыми людьми. Например, мать скажет в сердцах сыну или дочери: «Чтоб тебя паралич разбил, окаянная сила!» – и тем самым обречет ребенка. Такие дети живут недолго, а после смерти их души отходят к дьяволу. Бесноватые , как тип биоэнергетика, рангом выше, чем блаженные и разрыв их с социумом глубже. Смотри также Одержимый.

БЕСОВЫ огни - Болотные огоньки сверхъестественного происхождения (Блудячий огонь). «У лесников чаруса (трясина под видом луговины) слывет местом нечистым, заколдованным. Они рассказывают, что на тех чарусах по ночам бесовы огни горят, ровно свечи теплятся» (Влад.) (Добрынкина).

БЕСНОВЫТЫЙ - Если Алмаз-камнем коснуться бесноватого, он от болезни своей поправится.

БЕСПЛОДНЫЕ ЗНАКИ  знаки зодиака: Овен, Лев и Козерог (по другим источникам: Близнецы, Лев и Дева). Противоположность – плодовитые знаки. Принцип, по которому выделена эта группа знаков, неясен. Возможно, Овен и Козерог фигурируют здесь потому, что являются домами бесплодных планет. Синоним – Стерильные знаки.

БЕСПЛОДНЫЕ ПЛАНЕТЫ   планеты Марс, Сатурн и Уран, названные так, по-видимому, по причине их злотворного характера. Противоположность – плодовитые планеты.

БЕС ПОЛУДЕННЫЙ - Бес, появляющийся в полдень; персонификация полдня.

БЕСПОРОЧНОЕ ПОНЯТИЕ  1. Чистое понятие, или образ души, содержащийся в разуме Бога. 2. Всякая чистая мысль, хранимая одной частью жизни на благо другой её части. 3. Существенная составляющая каждого алхимического опыта, без которой он не может быть успешным. Способность удерживать образ совершенной модели для последующего осаждения; видеть образ завершенного проекта; рисовать ментальную картину, удерживать и наполнять её светом, любовью и радостью – все это ключи к науке беспорочного понятия.

БЕССМЕРТИЕ  древнейшие памятники мистической литературы свидетельствуют о том, что проблема бессмертия волновала человечество на протяжении всей его истории. В индусской Катха-упанишаде сказано: «Никому не ведомо, что происходит с умершими людьми. Одни говорят, что они продолжают жить; другие – что их больше нет. Об этом я и хотел бы дознаться». Наиболее распространенным решение этого вопроса является вера в бессмертие человеческой души. Некоторые религии считают бессмертие благом, которого удостаиваются только избранные души, другие – характерной особенностью всех душ, третьи – (например, буддизм и джайнизм) – наказанием, на которое обречены все непросветленные и грешные души. Однако в большинстве случаев бессмертие все же воспринимается как нечто положительное, чего следует достигать с помощью благочестивого поведения и духовных упражнений. Даосы называют «Бессмертными» своих святых, в христианстве распространено представление о том, что после Страшного Суда души грешников умрут, а праведники воскреснут для «жизни вечной». И даже в идеологии материализма, отрицающей бессмертие души, пропагандируется представление о том, что после смерти человек остается «жить в своих творениях».

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ  1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, которые не фиксируются в сознании субъекта. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Выделяют четыре класса проявлений бессознательного: надсознательные явления; неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим; неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер её протекания; проявления субсенсорного восприятия.

БЕС СТАРШИЙ - Привратником ворот ада считался старший бес или св. Касьян.

БЕС ТРУСЛИВЫЙ - Бесы, после передачи небесного огоня из глиняных рук Перуна передан был в незримую длань библейского пророка Илии, считались злыми, но трусливыми, которые в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты от этого небесного огня. Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия. Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием. В числе последних самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах).

БЕСОУГОДНИК - Волхов, сын князя Словена и основатель Новгорода, был "бесоугодник и чародей”: приняв образ "лютого зверя” крокодила, он поселился на Волхове и пожирал или топил людей. Язычники нарекли его богом — Громом или Перуном: чародей поставил свой городок на Перыни (урочище на р. Волхов под Новгородом), где стоял идол Перуна.

БЕСПАЛЫЙ анчутка - Эпитеты «беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик анчутки-чёрта (чёрта нередко представляли с гусиными пятками).

БЕСПАЛЫЙ - Анчутка беспалый. В восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости происходящее от балтийского названия утки (ср. литов. anciute, «маленькая утка»). Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутками называют водяных, болотных. Обычные его эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к «нечистой силе».

БЕСПОЩАДНЫЙ Бог - Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

БЕСПОЯСНИК - Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и т.д. Поэтому пояс снимали при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота (см. Коровья смерть); этот же прием используют северно-русские девушки для гаданий: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха и поезд».

БЕСПЯТЫЙ анчутка - Эпитеты «беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик анчутки-чёрта (чёрта нередко представляли с гусиными пятками).

БЕСПЯТЫЙ - Анчутка беспятый. В восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости происходящее от балтийского названия утки (ср. литов. anciute, «маленькая утка»). Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутками называют водяных, болотных. Обычные его эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к «нечистой силе».

БЕШЕННЫЕ ветры - По поверьям южных славян, "дикие” и "бешеные” ветры вызывают бешенство у людей и животных.

БЕСЫ (др.-слав., христ.) — от «страшный» — злые духи, противники Бога и ангелов, слуги, помощники, воины и соглядатаи дьявола, враги «рода человеческого». Наводят болезни и порчу, толкают людей на дурные поступки, расстраивают браки, портят семейные отношения, мучают грешников в аду. В христианстве считается, что когда-то они были ангелами, но изменили богу и стали «ангелами Сатаны», «ангелами бездны». Являются постоянными искусителями монахов, отшельников и пустынников. Могут быть невидимыми и принимать любой облик, в том числе близких друзей соблазняемого, женщин, ангелов, иноверцев, хищников, неприятных животных и фантастических уродливых чудовищ. Наиболее типичным является представление Б. в виде получеловека-полукозла с крыльями летучей мыши.

БЕСТЕЛЕСНОСТЬ  состояние без тела, возникающее при занятиях out-of-body или в астральных путешествиях. В состоянии бестелесности мы покидаем телесную оболочку, чтобы узнать, что в действительности представляем из себя, что делаем и куда стремимся.

БЕС ХОРОМОЖИТЕЛЬ - Нечистый дух, обитающий в доме, во дворе, домовой, дворовой. Упоминание о «проклятом бесе-хороможителе» — в новоселье хозяин встречает его «с кошкою черной и с курою черной» — находим в одном из древнерусских Поучений. В Киево-Печерском патерике рассказывается о проделках беса-хороможителя. В XVII в. (как, впрочем, и позже) верили, что подобное существо может быть «наслано» колдуном: у галичанина Григория Горихвостова появляется в доме нечистый «по насылке» крестьянина Хромого. Облик беса-хороможителя, именуемого в древнерусских и средневековых историко-литературных памятниках то бесом, то нечистым, соотносим с образом домового крестьянских поверий XIX–XX вв. Трудно не заметить, что проделки поселяющегося в доме беса нечистого на протяжении почти тысячи лет описываются, в общем-то, похоже.

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz