Слова с БОД
БОДЕНЖАР - Бодончар. В тюркских генеалогиях Чингисхана
чудесно-рождённым сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Бодончар
же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев.
БОДОНЧАР - В мифологии монгольских народов предок
Чингис-хана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Бодончар родился спустя
некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых
вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное)
божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а
уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций
происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских
генеалогиях Чингисхана чудесно-рождённым сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается
сам Чингисхан, Бодончар же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных»
старших братьев. Старшие братья обвиняют Бодончара в том, что он
незаконнорождённый, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с
небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Бодончара положенной
ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя
волшебной сказки. Отселившись, Бодончар занимается соколиной охотой: с места
его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным
хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Бодончар,
воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооружённое
нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср.
Борте-Чино), захватив себе в жёны беременную женщину.
БОДХА – (санскр.),
мудрость, знания или понимание, которые передаются от учителя к ученику.
БОДХИ – (пали,
санскр. пробуждение), воспринимающий ум или высшее состояние сознания в аспекте
духовного просветления; ясное понимание того, что находится за пределами этой
жизни. Бодхи – это совершенное знание, подлинное понимание того, что во плоти
мы представляем собой лишь плод воображения нашего «Я».
БОДХИ (будд.) — «пробуждение» — высшее состояние сознания,
духовное просветление. Все буддийские направления признают семь основных
характеристик Б. — способность к созерцанию, изучение дхармы, мужественность,
восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость.
БОДХИСАТВА, бодхисаттва (будд.) — «существо, стремящееся к
просветлению» — человек, стремящийся стать буддой и спасти все живые существа
от страданий сансары. Ставится выше архата, так как архат стремится только к
собственному просветлению. Используя шесть парамит (духовных совершенств) —
щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к
созерцанию, мудрость, — Б. достигает «противоположного берега» и исполняется
высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам. Поскольку
будды полностью погружаются в нирвану и уже не могут оказать помощь живым
существам, то величайшие Б. предпочитают добровольно оставаться в сансаре и
подчиняться законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. К Б. могут
быть причислены реально существующие люди (учителя буддизма, основатели
тибетских школ буддизма), но главными считаются мифологические Б. В махаяне приводится
список из восьми таких Б.: Самантабхадра, Ваджрапа-ни, Авалокитешвара,
Манджушри, Маитрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин. Иногда к
ним добавляют еще двоих — Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. Мифологические Б.
относятся к определенным буддам и выступают как активный аспект данного будды.
БОДХИ ДРУМА –
(санскр.), дерево познания, под которым Шакьямуни медитировал на протяжении
семи лет, после чего достиг состояния Будды.
БОДХИДХАРМА –
(санскр. мудрость через этику). 1. Этика в смысле дхармы, как морального
правопорядка и закона добродетели в контексте единого учения буддизма 2. Первый
патриарх китайской буддийской секты чань и японского дзэн-буддизма.
Исторические сведения о нем чрезвычайно скупы, но это с лихвой компенсируется
обилием мифов и легенд. Известно, что Бодхидхарма прибыл в Китай из Индии в 520
г. и пытался проповедовать буддизм китайскому императору, но его проповедь не
имела успеха. Разочарованный Бодхидхарма удалился в монастырь Шаолинь, где
провел десять лет в полной неподвижности, «глядя на стену, слышал крики
муравьев». Духовная сила, которую он излучал при этом, привлекла к нему
множество сторонников изо всех уголков Китая. Бодхидхарма был молчалив и
отличался парадоксальным поведением: учеников, которые являлись к нему, он не
впускал в монастырь до тех пор, пока они самостоятельно не постигнут
невыразимую суть учения Будды. Подобный метод обучения до сих пор используется
в дзэн-буддийских монастырях Японии. Бодхидхарма почитается не только
буддистами, но и даосами, которые считают его автором двух классических
руководств о цигуне и энергетической медитации («Канона изменений сухожилий» и
«Канона изменений костного мозга»), а также родоначальником китайских боевых
искусств.
БОДХИСАТТВА –
(санскр. тот, чья сущность – просветление), в буддизме махаяны – идеальное
существо, достигшее нирваны, которое в отличие от архата хинаяны выступает
прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути
нравственного совершенствования к достижению нирваны; тот, кто зародил в себе
бодхичитту; Будда до достижения им совершенного знания; существо, стремящееся к
просветлению, которое предпочитает оставаться в сансаре, добровольно подчиняясь
законам кармы пока все живые существа не спасены. В основе идеала Бодхисатвы в
махаяне – космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и
взаимной помощью.
БОДХИЧИТТА – (санскр.
ум просветления), альтруистическое устремление обрести просветление ради помощи
всем живым существам, основа вступления на путь махаяны.
БОДХЬЯНГА – (санскр.
семь уровней знания), семь степеней или состояний сознания:
v
память (смрити);
v
правильное понимание (дхарма правитчая);
v
энергия (вирья);
v
духовная радость (прити);
v
спокойствие (прасрабдхи);
v
экстатическое созерцание (самадхи);
v
абсолютная бесстрастность (упекша).