Слова с БОГЛ по БОГУ
БОГЛ – (англ.),
близкие родичи гоблинов. Это существа злокозненные и проказливые, но иногда
способны на добрые поступки. От них достается прежде всего преступникам, тем,
кто обманывает вдов и сирот, и прочим негодяям. Прогнать богла можно, показав
ему Библию.
БОГОПЛАМЯ – (пламя
Бога), священный огонь; самоидентичность, бытие и сознание Бога в сердцевине
бытия и сама сердцевина. У человека, стоящего на пороге высшей духовной
самореализации, в некоторый период времени происходит «поворачивание» чакр,
так, что ориентация «лепестков» меняется – они поворачиваются вверх, и
энергетика внутренних огней человека меняется. Нисходящие к низшему «Я» потоки
энергии при этом сменяются на устремленные вверх – к высшему «Я», и человек
уподобляется тогда «свече», которая светит огнем самоотверженного служения Богу
и людям.
БОГОМАТЕРЬ - Богородица, Матерь Божья, Дева Мария — в
церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа.
По одной версии, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь
плакала, и ее слезы превращались в горох.
БОГОМИЛЫ - В русской Начальной летописи — «Повести временных
лет» (начало 12 в.) содержится дуалистический миф о сотворении человека,
приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к «еретическому» учению
богомилов: Бог мылся в бане и, вспотев, утерся ветошью; он бросил ветошь с
небес на землю, сатана же стал спорить с ним о том, кому создать из ветоши
человека. В результате дьявол сотворил тело человека, а Бог вложил в него душу.
БОГОРОДИЦА - Богоматерь, Матерь Божья, Дева Мария. В
церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа.
Имя «Богородица» известно у всех православных славян. Постоянный эпитет
Богородицы у православных славян Пресвятая, Пречистая, заменяющий иногда ее
имя. Народный культ Богородицы отличается от церковного большей
приземленностью. Богородица выступает как защитница от бед, нечистой силы,
напастей и страданий. Она - небесная заступница, отзывчивая, милосердная и
участливая. Поэтому к ней нередко обращаются в молитвах, заговорах,
заклинаниях. Богородица — излюбленный персонаж народных легенд, имеющих нередко
книжный апокрифический источник. Богородица считается покровительницей рожениц,
что обусловливается мотивом материнства Богородицы (Матери Божьей) и
этимологической связью слов «Богородица» и «роды». У сербов при родах
обращаются к Богородице с просьбой о помощи или омывают водой икону с
изображением Богородица и дают эту воду пить роженице. У болгар сразу после
родов повитуха кадит подле роженицы, ребенка и молодок, чтобы они рожали, и
затем переламывает обрядовый хлеб. Сербки, страдающие бездетностью, молятся на
коленях перед иконой или фреской Богородицы, соскребают с нее краску,
растворяют в воде и пьют ее, чтобы зачать. С культом Богородицы у южных славян
связаны легенды и ряд запретов в предрождественский период, когда «Богородица
мучилась Христом». Поэтому сербы в Боснии в Сочельник не поют, а македонки в р-не
Велеса на святки не занимаются женским рукоделием. С Богородицей и рождением
Христа связаны и болгарские колядные мотивы и легенды о деревьях, в т.ч. об
осине. Богородица искала в лесу чистое место для люльки с новорожденным Христом
и нашла золотой граб, благословила его и повесила люльку. Все деревья
поклонились Богородице, кроме ясеня, и она его прокляла, как прокляла и осину
(болг. «трепетлика») за то, что та продолжала трепетать, когда все деревья
замерли. Замерли и все птицы, кроме кукушки, которая тоже была проклята
Богородицей. Аналогичные легенды известны в сербском и македонском фольклоре. В
русской народной традиции культ Богоматери сближается и сливается с культом
матери - земли (см. Земля, Макошь). По северорусским легендам, Богородица на Пасху
«ходит по земле»; по белорусским легендам, ее можно увидеть плачущей в
предвестье какой-либо беды. Богородица — заступница детей на этом и на том
свете. По русским верованиям, мать, «заспавшая» своего ребенка, должна была
несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в
первую ночь Богородица показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во
вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения. В
восточнославянской, особенно русской традиции ярко выражены празднования дней
памяти прославленных икон Богородицы — Казанской (8.07), Смоленской (28.07),
Владимирской (23.06), Тихвинской (26.06) и др. Эти праздники относились к
«страдной» поре крестьянских летних работ, а Казанская Богородица — к грозовой
поре лета, поре окончательного созревания ржаного поля. Многие народные легенды
о Богородице связаны с апокрифами. У сербов в Боснии есть поверье, что из
свечей, поставленных перед иконой Богородицы за души покойников, Богородица
плетет сеть для их извлечения из ада и перемещения в рай. Украинки Галиции в
конце 19 в., вытаскивая коноплю из воды, бросали по течению одно перевясло
конопли для Богородицы. Из такой конопли Богородица выпрядает нитки и делает
сеть, которую затем забрасывает в адское пекло и вытаскивает оттуда не очень
грешные души. По одной из болгарских легенд, Божа майка заснула, но затем ее
разбудил св. Петр, чтобы показать ей чудо, как спасенные молитвами грешники
переходят в рай по тонкому конопляному волокну. Согласно сербской легенде
Богородица перед рождением Христа видела сон, как небо переломилось пополам, а
потом снова соединилось, а сама Богородица после смерти вознеслась на девятое,
высшее небо. В Болгарии верят, что сами Орисницы — это святые или три Орисницы
— это Иисус Христос, Богородица и св. Петр. Орисницы живут вечно на краю света
(варианты: на небе, вместе с Солнцем, в раю с Богом). В русских заговорах Гора,
с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и
сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где
обитает нечисть. В славянской традиции функциями прях, определяющих судьбы,
наделяются как высшие персонажи, в том числе Богородица, св. Варвара и
Параскева Пятница (ср. Пятница) — покровительницы рожениц и прях. В чешской
легенде (Моравия) благоухание цветущего куста Шиповника объясняется тем, что
Богородица сушила на нем пеленки маленького Христа. Женщины, прядущие в
неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару
или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в
совершенном грехе. Интересный мотив отмечен на Балканах, в центральной Боснии:
Богородица из свечей, зажигаемых за души покойников, плетет большую сеть и
забрасывает ее в ад; в аду тот, кто не очень грешен, хватается за эту сеть и, таким
образом, выбравшись из ада, отправляется в рай. Рассказывают, что Осина виновна
в том, что позволила мучителям Иисуса Христа сделать из своей древесины крест,
на котором его распяли, гвозди, которыми он был прибит к кресту; Богородица
либо сам Христос прокляли Осину и наказали ее вечным страхом, от которого та
трясется по сей день. Ряд южнославянских названий указывает на связь Зверобоя с
Богородицей, например, в сказке из юго-восточной Сербии появление пятен на
листьях Зверобоя объясняется тем, что Богородица месила хлеб, вымыла руки, и от
капелек, которые упали на листья, образовались пятна (ср. южнославянское
название Зверобоя «богородицына трава»). По боснийским поверьям, ржаво-красные
пятна на листьях — это кровь, оставленная Богородицей во время месячных. Рядом
с Дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а
вокруг Дуба, в его корнях или на листьях, лежит змея. Сербы рассказывают, что
Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала
в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал
мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли
Вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Считается, что Богородица велела
Повитухе всегда быть готовой к приему новорожденных и никогда не отказывать
женщинам в помощи.
БОГОСОЗНАНИЕ –
сознание или ведение своего истинного «Я» как проявление Бога.
БОГОЯВЛЕНИЕ –
проявление божества в форме, воспринимаемой органами чувств. Термин богоявление
обычно применяют к древнегреческим и ближневосточным богам. В Ветхом Завете
описываются явления бога в человеческом облике, в виде стихийных бедствий,
горящего куста, облака и легкого ветерка. Ветхозаветные богоявления имеют форму
действительных исторических событий или символических видений пророков. Их
отличительные черты – внезапность и кратковременность. Согласно ортодоксальному
христианскому взгляду, вся жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа были
богоявлением. Некоторые авторы относят к богоявлению только крещение и преображение
Иисуса (которое ещё называют эпифанией). Воплощение Христа можно считать
наиболее полной и законченной формой божественного проявления. Синоним –
Теофания.
БОГУМИР – (слав.),
прародитель ряда славянских племен: руссов, северян, полян, кривичей, древлян.
Сын Даждьбога и Мары.
БОГУМИР - Прародитель ряда славянских племен: русов,
северян, полян, кривичей, дреговичей. В те времена, когда ушли русские из
Семиречья, был Богумир - муж Славы (Славуня), и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. Настало
время и отправился Богумир по совету Славуни в степь, чтобы найти мужей своим
дочерям. У дуба он встретил трёх всадников и вернулся с ними домой. Отсюда
пошли три рода. Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели.Богумир.
Этот Богумир сурью сотворил. И были они, и сурья была, когда боги рекли ему
хвалу.