Слова с БОЖ
БОЖЕНЯТА - Божичи. Младший род славянских богов, состоящий
из младших сварожичей, т.е. славян, достигших в посмертии совершенства -
боженят, ставших прообразом многих христианских святых, или как их называли в
народе - божичей, т.е. Всеобщих Триглавов, являющихся Прародителями славян:
Сенич - Житнич - Венич, Зернич – Овсенич - Просич, Студич - Ледич - Лютич,
Птичич - Зверинич - Милич, Дождич - Плодич - Ягодинич, Пчелич - Ирестич -
Кленич, Озернич – Ветрич - Соломич, Снежич - Странич - Свендич, Радич - Свиетич
- Корович, Красич - Травич - Стеблич, Родич – Масленич - Живич, Ведич - Листвич
- Цветич, Водич - Звездич - Громич, Семич - Липич - Рыбич, Березич - Зеленич -
Горич, Страдич - Спасич - Листверзич, Мыслич - Гостич - Ратич, Стринич - Чурич
– Семаргл – Огнебог.
БОЖЕСТВА Чудовища - Змей, Ящур у не славян, Ящер у северных
славян, Яша, Змей-Горыныч. Могучее враждебное чудовище — встречается в
мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее
сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как
правило, возле реки (Змей связан с подземными водами) или возле моря (на
Готском море с греческим Змеем воевали), победив его, освобождает царевну, а
былинный герой Добрыня — многочисленных пленников. Со Змеем, обычно борется
колдун или народный герой с помощью волшебства или колдовства. Он освобождает
пленных. Окончательно Змея повергает только Перун.
БОЖЕСТВА Языческие - Русские летописи сообщают о поклонении
славян языческим божествам на горах. В Древней Руси существовал обычай ставить
идолы богов на возвышенности. На Горе (холме) принято было совершать весенние
обряды (русское горка — «собрание молодежи весной и летом для хоровода»),
зажигать костры в весенние праздники, приносить жертвы, скатывать с гор
зажженные колеса. В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где
находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч
камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть.
БОЖЕСТВЕННОЕ –
божественность, термин применяется для обозначения сияющего не только в смысле
видимого света, но и сиятельного, исполненного внутренним светом собственной
силы, а не отражением сияния другого источника. Диво, Божественность означает
первичную основу существования, или Бога, а также божественные признаки в
человеке, ибо каждый обладает частью Божественного в самой своей основе.
БОЖЕСТВЕННЫЙ гость - См. Полазник.
БОЖЕСТВЕННОСТЬ –
божественное, термин применяется для обозначения сияющего не только в смысле
видимого света, но и сиятельного, исполненного внутренним светом собственной
силы, а не отражением сияния другого источника. Диво, Божественность означает
первичную основу существования, или Бога, а также божественные признаки в
человеке, ибо каждый обладает частью Божественного в самой своей основе.
БОЖИЙ барашек - Названия типа «(божья) коровка (овечка,
барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со
скотом.
БОЖИЙ Коваль - Кузьма-Демьян. Божий Коваль заставляет змея,
которого послал Бог, пропахать землю до самого Черного моря: там пахарь дает
змею напиться, и тот, выпив полморя, распадается на части — превращается в
мелких змей.
БОЖИЙ Телёнок - Названия типа «(божья) коровка (овечка,
барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со
скотом.
БОЖИЧ - Молодой Бог. В Болгарии, в колядках нередки мотивы
рождения молодого Бога (Божича). Рождественский персонаж южнославянской
мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий
начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год)
и Божич (новый год) на своих золотых ногах приносит обновлённое солнце, Божич —
солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.
БОЖКИ - Домовники - Шестой род славянских богов составляют
Домашние (служебные) божки. Старшим среди Домовиков является Хозяин Домовой,
величиной с годовалого ребенка; он возглавляет Сенников, Банников, Овинников,
Гумников, Горешников (обитателей «гореща» – чердака), Птичьих, Клунных и
Зерновиков (хранящих запасы зерна). Подчиняется Хозяину и Садовник со своими
помощниками: Яблонниками, Грушевниками, Вишенниками, Сливовниками, Ягодниками,
Травниками, Вяшатами, Вяшками и Вешками (Вешки, величиной с пчелу, живут в
стенах дома; а Вяшата, величиной с ладонь - в саду и огороде). Подчинён Хозяину
и Огородник со своей командой: Капустниками, Гороховиками, Огуречниками,
Картошниками, Кукурузниками, Дынниками, Арбузниками, Цибульниками,
Свекольниками и Укропниками. Все домовики - божки весёлые, у них «душа дитячья».
Зла они не помнят, и если человек даже обидит их, долго не сердятся. Особенно,
если получили «страву» - жертву Домашним божкам.
БОЖЬЯ девочка - Одно из названий Божьей Коровки у болгар.
БОЖЬЯ Коровка - Жучок, мифологическая символика которого
раскрывается в его многочисленных наименованиях и обращенных к нему закличках.
Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического
сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня
— «енева буля». На роль невесты Солнца-Ивана (Еню) выбирается девочка, одетая в
красное, как крылья Божьей Коровки, свадебное покрывало. Ее солнечная природа
проявляется в запрете ставить девочку на землю — «чтобы земля не сгорела». К
девочке как к прорицательнице обращаются с вопросами о свадьбе, жизни и смерти,
урожае и хозяйстве. Подобная же тематика свойственна и гаданиям с Божьей
Коровкой, например, её спрашивают о жизни и смерти: «Божья коровушка, Жить ли
мне, Умереть ли мне Или на небо лететь?» Ср. мотив смерти в украинском поверье:
кто растопчет Божьей Коровку, у того в семье кто-нибудь умрет. Центральному
персонажу болгарского обряда (невесте и жене Солнца-Ивана) соответствуют
названия Божьей Коровки типа «божья девочка» (болг.), «невеста/невестка»
(болг., макед.), «жена» (пол.), «девица» (пол., луж., укр.), «сиротка» (пол.),
«предсказательница/ведьма» (укр. ворожка, словен., с.-х.), названия от имен
мучениц, «невест Христовых» (чаще всего Екатерины, Елены, Аполлонии, Магдалины,
Варвары, Вероники, Ульяны) и др. Мифический жених представлен лужицкими,
чешскими, польскими, белорусскими и украинскими наименованиями Божьей Коровки
типа «солнышко» и рус. «Иван» (Иванчик, Ивашка, Ванька, Ваня - женишок). В
названиях Божьей Коровки типа «коробка/ сундук/чан» (рус., чеш., словац., с.-х.),
возможно, находит соответствие и один из атрибутов упомянутого обряда —
специальный сосуд, используемый в гаданиях об урожае и замужестве. Названия
Божьей Коровки типа «кума, посаженая мать» (болг.) соотносятся с рядом
болгарских обрядовых персонажей: с «кумой» — девушкой, предводительницей
лазарок в обряде «лазарования» (ср. название Божьей Коровки «лазарка» у
македонцев), завершавшемся в Вербное воскресенье кумлением, избранием «кумицы»
и угощением девушек в ее доме; с персонажем ивановского обряда «енева буля» —
«кумой», вынимающей перстни девушек и предсказывающей им женитьбу; с посаженой
матерью («кума») на свадьбе. Названия, определяющие Божью Коровку как мать
(например, рус. коровушка-матушка), соответствуют образу этого насекомого как
матери детей в детских закличках (рус. «там твои детки кушают котлетки»). Связь
между названиями типа «девица» и типа «мать» подкрепляется христианским
осмыслением Божьей Коровки как девы Марии (в кашуб., макед. названиях) и
одновременно Божьей Матери (в болг. названиях). Возможно, Богородица заместила
в этом случае некий языческий персонаж, связанный со смертью и болезнями. Это
название связывает Божью Коровку также с миром мертвых: ср. индоевропейские
представления о загробном мире как пастбище, на котором пасутся души умерших.
Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют
общую модель соотнесения насекомых со скотом.
БОЖЬЯ Мать - Любопытные образцы переплетения христианской и
народной символики находим в карпатском обряде и веровании, записанном Иваном
Франко. В р-нах Дрогобыча, Стрыя и Коломый женщины, вытаскивая коноплю из воды,
одно перевясло бросали по течению воды. Это делалось потому, что «Божья Мать
ловит эти перевясла, сушит их, треплет, прядет и из выпряденных ниток делает сети.
Перед Страшным судом эти сети она будет три дня забрасывать в пекло: того, кто
сравнительно мало грешил, они вытащит из пекла».
БОЖЬЯ овечка - Названия типа «(божья) коровка (овечка,
барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со
скотом.
БОЖЬЯ планида - Комета. Летопись извещает, что в 1223 году
перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала
она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка.
«В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с
крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и
Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот
знамение моей смерти".