Суббота, 20.04.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость

Слова с БОЖ

БОЖЕНЯТА - Божичи. Младший род славянских богов, состоящий из младших сварожичей, т.е. славян, достигших в посмертии совершенства - боженят, ставших прообразом многих христианских святых, или как их называли в народе - божичей, т.е. Всеобщих Триглавов, являющихся Прародителями славян: Сенич - Житнич - Венич, Зернич – Овсенич - Просич, Студич - Ледич - Лютич, Птичич - Зверинич - Милич, Дождич - Плодич - Ягодинич, Пчелич - Ирестич - Кленич, Озернич – Ветрич - Соломич, Снежич - Странич - Свендич, Радич - Свиетич - Корович, Красич - Травич - Стеблич, Родич – Масленич - Живич, Ведич - Листвич - Цветич, Водич - Звездич - Громич, Семич - Липич - Рыбич, Березич - Зеленич - Горич, Страдич - Спасич - Листверзич, Мыслич - Гостич - Ратич, Стринич - Чурич – Семаргл – Огнебог.

БОЖЕСТВА Чудовища - Змей, Ящур у не славян, Ящер у северных славян, Яша, Змей-Горыныч. Могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными водами) или возле моря (на Готском море с греческим Змеем воевали), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня — многочисленных пленников. Со Змеем, обычно борется колдун или народный герой с помощью волшебства или колдовства. Он освобождает пленных. Окончательно Змея повергает только Перун.

БОЖЕСТВА Языческие - Русские летописи сообщают о поклонении славян языческим божествам на горах. В Древней Руси существовал обычай ставить идолы богов на возвышенности. На Горе (холме) принято было совершать весенние обряды (русское горка — «собрание молодежи весной и летом для хоровода»), зажигать костры в весенние праздники, приносить жертвы, скатывать с гор зажженные колеса. В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть. 

БОЖЕСТВЕННОЕ  божественность, термин применяется для обозначения сияющего не только в смысле видимого света, но и сиятельного, исполненного внутренним светом собственной силы, а не отражением сияния другого источника. Диво, Божественность означает первичную основу существования, или Бога, а также божественные признаки в человеке, ибо каждый обладает частью Божественного в самой своей основе.

БОЖЕСТВЕННЫЙ гость - См. Полазник.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ  божественное, термин применяется для обозначения сияющего не только в смысле видимого света, но и сиятельного, исполненного внутренним светом собственной силы, а не отражением сияния другого источника. Диво, Божественность означает первичную основу существования, или Бога, а также божественные признаки в человеке, ибо каждый обладает частью Божественного в самой своей основе.

БОЖИЙ барашек - Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

БОЖИЙ Коваль - Кузьма-Демьян. Божий Коваль заставляет змея, которого послал Бог, пропахать землю до самого Черного моря: там пахарь дает змею напиться, и тот, выпив полморя, распадается на части — превращается в мелких змей.

БОЖИЙ Телёнок - Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

БОЖИЧ - Молодой Бог. В Болгарии, в колядках нередки мотивы рождения молодого Бога (Божича). Рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) и Божич (новый год) на своих золотых ногах приносит обновлённое солнце, Божич — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.

БОЖКИ - Домовники - Шестой род славянских богов составляют Домашние (служебные) божки. Старшим среди Домовиков является Хозяин Домовой, величиной с годовалого ребенка; он возглавляет Сенников, Банников, Овинников, Гумников, Горешников (обитателей «гореща» – чердака), Птичьих, Клунных и Зерновиков (хранящих запасы зерна). Подчиняется Хозяину и Садовник со своими помощниками: Яблонниками, Грушевниками, Вишенниками, Сливовниками, Ягодниками, Травниками, Вяшатами, Вяшками и Вешками (Вешки, величиной с пчелу, живут в стенах дома; а Вяшата, величиной с ладонь - в саду и огороде). Подчинён Хозяину и Огородник со своей командой: Капустниками, Гороховиками, Огуречниками, Картошниками, Кукурузниками, Дынниками, Арбузниками, Цибульниками, Свекольниками и Укропниками. Все домовики - божки весёлые, у них «душа дитячья». Зла они не помнят, и если человек даже обидит их, долго не сердятся. Особенно, если получили «страву» - жертву Домашним божкам. 

БОЖЬЯ девочка - Одно из названий Божьей Коровки у болгар.

БОЖЬЯ Коровка - Жучок, мифологическая символика которого раскрывается в его многочисленных наименованиях и обращенных к нему закличках. Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня — «енева буля». На роль невесты Солнца-Ивана (Еню) выбирается девочка, одетая в красное, как крылья Божьей Коровки, свадебное покрывало. Ее солнечная природа проявляется в запрете ставить девочку на землю — «чтобы земля не сгорела». К девочке как к прорицательнице обращаются с вопросами о свадьбе, жизни и смерти, урожае и хозяйстве. Подобная же тематика свойственна и гаданиям с Божьей Коровкой, например, её спрашивают о жизни и смерти: «Божья коровушка, Жить ли мне, Умереть ли мне Или на небо лететь?» Ср. мотив смерти в украинском поверье: кто растопчет Божьей Коровку, у того в семье кто-нибудь умрет. Центральному персонажу болгарского обряда (невесте и жене Солнца-Ивана) соответствуют названия Божьей Коровки типа «божья девочка» (болг.), «невеста/невестка» (болг., макед.), «жена» (пол.), «девица» (пол., луж., укр.), «сиротка» (пол.), «предсказательница/ведьма» (укр. ворожка, словен., с.-х.), названия от имен мучениц, «невест Христовых» (чаще всего Екатерины, Елены, Аполлонии, Магдалины, Варвары, Вероники, Ульяны) и др. Мифический жених представлен лужицкими, чешскими, польскими, белорусскими и украинскими наименованиями Божьей Коровки типа «солнышко» и рус. «Иван» (Иванчик, Ивашка, Ванька, Ваня - женишок). В названиях Божьей Коровки типа «коробка/ сундук/чан» (рус., чеш., словац., с.-х.), возможно, находит соответствие и один из атрибутов упомянутого обряда — специальный сосуд, используемый в гаданиях об урожае и замужестве. Названия Божьей Коровки типа «кума, посаженая мать» (болг.) соотносятся с рядом болгарских обрядовых персонажей: с «кумой» — девушкой, предводительницей лазарок в обряде «лазарования» (ср. название Божьей Коровки «лазарка» у македонцев), завершавшемся в Вербное воскресенье кумлением, избранием «кумицы» и угощением девушек в ее доме; с персонажем ивановского обряда «енева буля» — «кумой», вынимающей перстни девушек и предсказывающей им женитьбу; с посаженой матерью («кума») на свадьбе. Названия, определяющие Божью Коровку как мать (например, рус. коровушка-матушка), соответствуют образу этого насекомого как матери детей в детских закличках (рус. «там твои детки кушают котлетки»). Связь между названиями типа «девица» и типа «мать» подкрепляется христианским осмыслением Божьей Коровки как девы Марии (в кашуб., макед. названиях) и одновременно Божьей Матери (в болг. названиях). Возможно, Богородица заместила в этом случае некий языческий персонаж, связанный со смертью и болезнями. Это название связывает Божью Коровку также с миром мертвых: ср. индоевропейские представления о загробном мире как пастбище, на котором пасутся души умерших. Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

БОЖЬЯ Мать - Любопытные образцы переплетения христианской и народной символики находим в карпатском обряде и веровании, записанном Иваном Франко. В р-нах Дрогобыча, Стрыя и Коломый женщины, вытаскивая коноплю из воды, одно перевясло бросали по течению воды. Это делалось потому, что «Божья Мать ловит эти перевясла, сушит их, треплет, прядет и из выпряденных ниток делает сети. Перед Страшным судом эти сети она будет три дня забрасывать в пекло: того, кто сравнительно мало грешил, они вытащит из пекла».

БОЖЬЯ овечка - Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

БОЖЬЯ планида - Комета. Летопись извещает, что в 1223 году перед нашествием татар явилась звезда, как Луна, больше всех Звёзд. Пребывала она семь дней. Летом того же года явились и языци неведомого племени и языка. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти".

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz