Слова с БОЗЯ по БОЛИ
БОЗЯ - Бог. Известны украинские фольклорные тексты, прямо
или косвенно связывающие Вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале
Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили - "Були на
масницi вареники, так в пiст на вербу повтiкали" или же "Узяла Бозя
(Бог.- Т.А.) на вербу та там i поставила".
БОКОР – в гаитянских
верованиях вуду – колдун; довольно жуткое существо, общающееся с мертвыми в
собственных интересах или в интересах своих клиентов. Иногда хунган и бокор –
одно и тоже лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с
колдовством, чтобы успешно с ним бороться. Бокоры поклоняются дьяволу и
собираются на кладбищах, где проводят церемонии культа мертвых. Для собственных
целей они могут превращать отдельных людей в зомби, оживлять на время трупы и
тому подобное. Бродячий Бокор называется тонтон-макут.
БОЛЕЗНЕННОЕ БАРДО УМИРАНИЯ
– длится от начала процесса умирания до того момента, который называется
«внутреннее дыхание»; в свою очередь, оно доходит до верхней точки при
озарении, проявлении природы ума, того, что называется «Основной
Светоносностью», в момент смерти.
БОЛЕЗНЕННЫЙ демон - Иконография головы Горюны — характерная
чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — "змеевиков”, где она
является изображением дны — болезнетворного демона.
БОЛЕЗНЬ - В народной культуре результат действия демонов
болезней, нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом, порчи и т.п.
Демоны болезни выступают преимущественно в антропоморфном виде. Чаще всего — в
женском обличьё, реже — в мужском или неопределенном (неясная фигура, некто);
иногда — в зооморфном: собака, кошка, медведь, свинья, птица (огромная, черная,
летающая по ночам, машет крыльями над домом, насылая Болезнь); в виде гадов -
мыши, змеи, ящерицы, каракатицы, лягушки, червяка, мухи, бабочки, летающей утки
со змеиной головой и хвостом. Могут представляться паром, туманом, воздухом,
мглой, облаком, дымом или быть невидимыми. Антропоморфные демоны Болезни могли
принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого
человека. Внешний вид Болезни: красивые молодые девушки, женщины с длинными
волосами или старые уродливые бабы (бледные, худые, костлявые, очень высокие,
огромные), с длинными руками, когтями, оскаленными зубами, огненными глазами,
одноглазые, лохматые, крылатые, легкие как перо или очень тяжелые; иногда имеют
некоторые зооморфные черты: клюв, бычью голову, индюшачьи лапы, козьи или
коровьи копыта. Часто одна Болезнь представляется в виде множества демонов,
которые ходят по двое, по трое или в количестве 7, 9, 16, 27, 40, 77 и др.
Болезни могут по поверьям, находиться между собой в родственных отношениях:
чаще — это сестры; у чумы и оспы есть ребенок, лихорадки — дочери царя Ирода. В
заговорах Болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем,
источником какой болезни они являются, ср Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея,
Ломея и др. Некоторые Болезни появляются с косой в руках (ср. Смерть, с луком и
стрелами, со списком своих предполагаемых жертв, с платком, рассеивающим
заразу, иногда — в сопровождении нечистой силы, животных (сов, филинов, летучих
мышей). Они обходят села пешком, ездят в колеснице, летают по воздуху (в вихре,
туче, облаке, на летучих мышах), могут ездить верхом на человеке. Болезни
обитают на краю света, где земля сходится с небом, за морем, вблизи источников,
у воды (ср. представления о воде как вместилище нечистой силы); в болотистых
местах, в прудах, в колодцах, в пустынных местах, в темных лесах, в колючих
кустарниках, вблизи старых деревьев, проникают в дом, в непокрытые сосуды и там
живут. Иногда болезни поселяются в человеке навсегда — в его жилах,
внутренностях, волосах и т.п. Приходя в село, Болезни останавливаются на
окраине, расспрашивают о месте жительства своих жертв; проникают в село верхом
на человеке (часто оседлывают его при переправе через реку); ходят по селу,
помечая одни дома черными буквами, другие — красными; окликают под окнами
хозяев по имени: кто откликнется, тот заболевает; поражают свои жертвы громким
плачем, стрелами; отсекают голову косой; жалят людей, облизывают их или целуют,
вызывая заболевание; садятся на спящих, душат их, дуют на них отравленным
дыханием; напускают на людей злых духов, питаются мертвыми телами; иногда
наказывают нечистоплотных хозяев (отравляют немытую посуду) и т.п. Чаще всего
причиной Болезни считалось воздействие на человека мифологических персонажей
как наказание за нарушение запретов, регламентирующих взаимоотношения между
ними и человеком (за причинение вреда этим духам, за непредусмотренные контакты
с ними, за вторжение в место их пребывания, повреждение их деревьев, за
называние Болезней их настоящими именами и т.п.), запретов на определенные виды
работ в праздники (за что человека могли наказывать и святые. Болезнь могла
исходить также от некоторых природных явлений: от воды, тумана, росы, чаще
всего — от ветра, вихря, от ядовитых испарений, возникающих при затмении
солнца; от вредоносного лунного света. Наиболее типичные способы избавления от
Болезни — ее сожжение (в том числе окуривание, бросание в огонь, высекание огня
над больным), смывание (купание, обливание, опрыскивание); выбрасывание или
удаление (когда вещи больного относят за границы села, спускают по воде,
забрасывают в отдаленные места); передача Болезни другому лицу, животному,
растению (подбрасывание к чужому дому, на дорогу, скармливание скоту,
забрасывание на дерево); отправка Болезни на «тот свет» (подкладывание вещей в
гроб к умершему); закапывание Болезни в землю. Человека отделяют от Болезни,
протаскивая больного сквозь разного рода отверстия; расчленяют Болезни (разрубают
предметы на много частей), рассыпают, развеивают по ветру; уничтожают Болезни
(топят, забивают); прячутся от Болезней; отпугивают и изгоняют (шумом,
стрельбой, битьем посуды, криком). Согласно мансийским преданиям в далекие
времена болезней не было, но однажды верховный бог Нуми-Торум заметил, что
людей на земле становится слишком много, и поручил хозяину Нижнего мира
Куль-отыру наслать на них болезни. В мифологии существует и другая версия
появления болезней: богатыри в царстве смерти охотились на гагар, но лишь
ранили и спугнули птиц. Разлетевшиеся во все стороны птицы принесли эпидемии и
болезни на землю. болезни, по мнению манси, имели «внеземное», не относящееся к
миру людей происхождение.
БОЛЕЗНЬ ДОКТОРА ЖАРОВА
– болезнь, названная по имени российского доктора, занимавшегося
препарированием баранов, погибших от ядерного взрыва. Болезнь проявлялась в
том, что люди, работавшие в мощных полях, возникающих вблизи эпицентра ядерного
взрыва, по несколько суток не дышали и не двигались, их считали мертвыми и
хоронили, а после экспериментального открытия Жарова им стали давать
возможность отлежаться (отоспаться) и через несколько дней «трупы» оживали.
Существует предположение, что загадочная болезнь – это так называемая
«хрональная болезнь», которая вызывалась не столько радиацией, сколько
пребыванием в искаженном временном поле, возникающем в результате мощного
электромагнитного импульса во время ядерного взрыва. Симптомы болезни доктора
Жарова совпадают с описанием состояний людей, которые принимали участие в
филадельфийском эксперименте.
БОЛИ – бошка - Дух леса, живущий в ягодных местах, пуще
всего на клюкве да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежка
— рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза — не поймешь, не то печальные,
не то хитрые. Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь
найти утерянную кошелку, корзинку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на его
уговоры, как бы ни умолял. Уступишь — начнешь о его потере думать, смотреть по
сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею, голову петлей
стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.
Весь измоздёлый, карла, квёлый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, —
востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые.
БОЛИ-БОШКА – (русс.),
дух леса, живущий в ягодных местах, чаще всего на клюкве и бруснике. Сам он
большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда – рвань в заплатах. Носик
остренький, а глаза, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким
старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или
что-нибудь еще. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы ни умолял. Уступишь,
начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит
боли-бошка. на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова
разболится, заблудишься и пропадешь.