Суббота, 20.04.2024, 00:33
Приветствую Вас Гость

Слова с БУК по БУЦ

БУКА - Персонаж из загробного мира типа кикиморы, фантастическое страшилище, маленькое злобное существо, которым пугают детей; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани, в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят. Представления о буке — детском страшилище — распространены повсеместно. Бука — «мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей», — писал В. Даль. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей. В Архангельской губернии «пугают ребят и просто букою; ее считают черною, оборванною женщиною» (Ефименко). В Олонецкой губернии, когда подросший ребенок никак не желал расставаться с зыбкой, ее уносил вбегавший в избу бука (т.е. кто-то из нарядившихся в вывернутый тулуп домашних). Само слово «бука», особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье», и т.п. По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, буканай, букарица) сходен с домовым, дворовым. Подобно им, бука мохнат. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки-страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть. Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы), — бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей). Некоторые исследователи полагают, что наименование «бука» — индоевропейского происхождения (бука — нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое») (Черепанова). Названия типа «бука» (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем *b(e)u-, bh(e)u— «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki — «домовой», «черт», и т.п.). Наименование «бука» считают и производным от общеславянского bukati — «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки — мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что бука — образование в детской речи от междометия «бу». Буки обнаруживаются в поверьях соседствующих с русским народов: по рассказам мордовских крестьян Саратовской губернии, бука — род оборотня, «с виду похожий на копну сена»; появляется он преимущественно ночью, гоняется за прохожими, издавая звуки, «похожие на рычание сердитой собаки»; любит кружить по площади вокруг церкви, а будучи застигнут сбежавшимся народом, проваливается «в землю, в тартар». В поверьях алтайцев, тувинцев бук — также нечто вроде оборотня; он может превращаться в животных, появляется в сумерках, вызывает болезни и ночные кошмары (Дьяконова). В русских поверьях XIX–XX вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука — таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще — в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

БУКА  1. На Руси – чудище, которым пугали непослушных детей. 2. В валлийском фольклоре – фейри, местная разновидность брауни. Если к буке относиться уважительно и каждый вечер выставлять ему блюдце со сливками, он не откажется помочь. Но если над ним потешаться или более того, оскорбить, он рассердится. За оскорбление бука мстит весьма сурово: переставляет мебель, подбрасывает людей в воздух, щиплет спящих, рвет в клочья одежду, рассказывает во всеуслышание семейные тайны и даже бьет своих обидчиков. В таких случаях необходимо заставить его покинуть дом, ибо прежним добродушным букой он уже не станет. В качестве защиты от буки рекомендуют железо, святую воду или крест из рябинового дерева. Если самим справиться с разошедшимся букой не удается, следует вызвать колдуна или священника. Смотри также Полтергейст.

БУКАН - Сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме; домовой; нечистая сила; пугало для детей типа Буки или Домового. «Не плачь: букан съест» (Влад.); «Нишни, деушка, не то букан придет и тебя возьмет» (Твер.); «Вот буканко-то тебя!» (Перм.); «Не шуми, не то буканушко придет» (Свердл.).

БУКАНАЙ - Фантастическое существо «вроде домового», обитающее в конюшне, на сеновале, в подполье (Ср. Урал). Им пугают детей, так же как и Букой.

БУКАРИЦА - Мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей. «Заговорив о суседке, вам расскажут еще о какой-то букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» (Тобол.). Букарица, очевидно, сходна и с суседкой (духом дома), и с букой. В Забайкалье подобный персонаж именуется букусеткой.

БУКАРКА - Леший на Колыме. . Букачка. Нечистая сила неопределенного облика. «И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то ли водяник поднялся, то ли русалка али букачки» (Лен.). 

БУКВЕННЫЙ ФЕНОМЕН  неизвестно каким образом появляющиеся надписи в виде буквенных и числовых сочетаний (например, при полтергейсте). Некоторые надписи носят осмысленный характер. Обычно они выполняются печатными буквами с ошибками в орфографии и пунктуации, являются сочетаниями букв из разных алфавитов и даже перевернутых букв, буквенный феномен может появиться на стене квартиры, где бушует домовой, в виде записок, падающих с потолка, и даже представлять собой целые послания на нескольких страницах, на облаках, чистом небе или на пшеничных полях.

БУКЕНТАВР - "Чудовище: получеловек, полубык... Подобно кентавру, это мифическое животное символизирует внутренний дуализм человека, однако, в данном случае, подчеркивается его низшая или животная сторона." По названию близок к русской буке, но, в отличии от буки, он большой, если не сказать – великан.

БУКУСЕТКА - Букарица. В Забайкалье подобный персонаж именуется букусеткой.

БУНДАХИШН  – (зенд.), дополнительная книга Авесты, написанная на языке пехлеви; содержит подробное изложение метафизики и эсхатологии зороастризма; здесь же приводится пророчество о спасителе Саошьянте, который будет рожден от девы и станет новым воплощением Заратусты; он победит Ангро-Майнъю и установит в мире царство добра. Синоним – Бундехиш.

БУНДЕХИШ  – (зенд.), дополнительная книга Авесты, написанная на языке пехлеви; содержит подробное изложение метафизики и эсхатологии зороастризма; здесь же приводится пророчество о спасителе Саошьянте, который будет рожден от девы и станет новым воплощением Заратусты; он победит Ангро-Майнъю и установит в мире царство добра. Синоним – Бундахишн.

БУНИ  – (тунгус.), мистическая страна мертвых, куда после смерти попадают души людей, и куда шаман обязан сопроводить душу и сразу же вернуться, так как за ним там сразу же начинается настоящая охота.

БУНЬО Солодивый - В Подолии бытовали поверья о некоем Солодивом Буньо, который взглядом уничтожил целый город: его веки, как и у чародея шелудивого Буняки, также поднимались вилами.

БУНЯКА - Чародей шелудивый. В легендах с Волыни упоминается чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами.

БУР конь - Конь Перуна с жемчужным хвостом.

БУРАК - Первый стих семнадцатой главы Корана гласит:" Хвала тому, кто перенес ночью своего раба из священного храма в Мекке в храм отдаленный в Иерусалиме, вокруг которого мы благословили, чтобы показать некоторые из наших знамений". Комментаторы объясняют, что восхваляемый - это Бог, что его раб - это Магомет, что священный храм - это мечеть в Мекке, что храм отдаленный - это храм Иерусалимский, и из Иерусалима Пророк был вознесен на седьмое небо. В самых древних версиях легенды Магомета ведет некий человек или ангел; в более поздних ему представлено небесное животное, размером крупнее осла и меньше мула. Это животное -Бурак, чьё имя означает "сияющий". В Индии обычно изображают Бурака с человеческим лицом, ослиными ушами, туловищем лошади и крыльями и хвостом павлина. В одной из исламских легенд говорится, что Бурак, покидая землю, опрокинул наполненный водою кувшин. Пророк был вознесен на седьмое небо и по пути побеседовал на каждом небе с патриархами и ангелами, там обитающими, и пересек Единство, и ощутил холод, от которого его сердце заледенело, но тут Господь положил длань на его плечо. Время людей несоизмеримо временем Бога; возвратившись, Пророк подхватил кувшин, из которого еще не пролилась ни одна капля. Мигель Асин Паласиос, испанский ориенталист двадцатого века, рассказывает об одном мурсийском мистике тринадцатого века, который в аллегории под названием "Книга о ночном путешествии к Величию Благороднейшего" увидел в Бураке символ божественной любви, в другом тексте он говорит о "Бураке сердечной чистоты". БУРАК  – (араб.), волшебное животное, на котором Мухаммед совершил «ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим. Это животное по размерам нечто среднее между ослом и мулом; оно белого цвета, с длинными ушами, на ногах у него белые крылья. Впоследствии бурак вознес Мухаммеда на небо. Кроме Мухаммеда Б. возил и других пророков. В Иерусалиме до сих пор сохранилось кольцо, к которому все они привязывали это животное.

БУРДО ВАЛ - У них по ночам были видны крылья. Если хозяин ночью хотел подойти к такому коню, он долже был предупредить свистом, чтоб тот спрятал свои крылья. Однажды, рассказывают, хозяин, выпив лишнего, забыл свиснуть, вошел в конюшню без предупреждения, и крылья у бурдо-валов пропали, с тех пор стали они обыкновенными. В начале 19 века Н.Я. Марр записал эту легенду в Прикамье. Надо полагать, что аналогом крылатого коня бурдо-вала являются греческие пегасы.

БУРХАН  – (бурят.), Бог. Термин, обозначающий единого всемогущего бога монотеистической религии, вошел сначала в лексику ламаистов Восточной Бурятии, а затем, после крещения, утвердился в языке православных бурят Западной Бурятии. Для бурят, не принявших ни буддизма, ни христианства, понятие бурхан осталось чуждым.

БУРЯ богатырь - Волот, великан. Буря-богатырь сражался с ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочал гигантские горы, Дубыня, или Вертодуб, вырывал с корнем самые могучие дубы, у Бородыни была такая борода, что целую реку накрывала, а усы Усыни на семь верст тянулись. Они были вскормлены лесными зверями, а, повзрослев, победили ужасного змея. У этих великанов были жены - волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли.

БУРЯ Ветер - Анзу. Финист, Гагония, Гаруда. "В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, представляемая в виде львиноголового орла (позднее, приблизительно с 14 в. до н.э.— в виде гигантского орла).

БУРЯ Яга Золотая Нога - Усоньша Виевна, дочь Вия подземного. Супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу. Потемнеет вдруг небо синее, закрутятся вихри пыльные, приклонятся все дубравушки - прилетит тут в ступе огненной, за собою путь заметая, в вихре Буря-Яга Золотая Нога - великанша Усоньша Виевна. Подлетит она к избушечке. Стуки-стуки-стуки-стук - на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо! - Вы вставайте-ка, Горыня, Дубыня и Усыня, отворяйте ворота! Разводите-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накормите меня, напоите меня! А когда братья стали грозить ей, чтоб ушла она, то осерчала Яга – хлеб да брала, била Змeевичей. Била их, лупила, чуть живых под лавку бросала. Справился с ней только Велес грозный. От него она под камушек спряталась. Под камнем был вход в Пекло. Туда спустился Велес, встретил Усоньшу Виевну в богатырские латы одетую. Схватился Велес с Усоньшей, опрокинула она его на Землю Сырую, стала верх брать, но Род задержал её руку с булавою. Тогда Велес стал брать верх, но и его руку с булавою задержал Род. Говорила тут Велесу Виевна: - Ай ты, буйный Велес - могучий бог, сын Земун Коровы небесной! Видно Род решил нас с тобой помирить, ты возьми меня, Велес, в замужество! Я давала зарок: кто меня победит - будет мужем моим любезным. Тут соскакивал Велес с Усоньши Яги, брал ее за рученьки белые, брал за перстни ее золоченые, подымал ее со Сырой Земли, становил на резвые ноженьки. Становил ее супротив себя, целовал он Бурю-Усоньшу в уста, называл женою любимою.

БУРЯ-ЯГА УСОНЬША  – (слав.), супруга Велеса, ипостась Вилы Сиды, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Синоним – Сурьевна.

БУС Белояр - Мифологический герой, богатырь, князь Русколани. Реальное существование не отрицается. В краях, где протекала река Белая, где раньше стоял Белый город, где находится Белая гора, которую, жившие там белогорцы, звали Беллина, до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря — белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

БУС БЕЛОЯР  – (слав.), князь славян-антов IV в. Воплощение Крышня-Коляды.

БУС - О Бусе - отце молодого волхва, о том, как он бился, врагов поражая, пел волхв Златогор. Видимо, сыном его был Боян (Баян).

БУСЕЛ - Бочан. Стерх. Аист. Особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами.

БУССЕ САММАЙ  – (япон.), вид самадхи. Смотри Госюдзаммай.

БУСТУРГАН  – (удм.), то же, что Ведьма, от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken – «пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли «мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы – это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

БУТ - В греческой мифологии Бут - сын бога ветров Борея; после неудачного покушения на брата Ликурга был изгнан и поселился на острове Наксос. Занимался разбоем и пиратством. Во время одного из набегов — во Фтиотиду в Фессалии, где происходил праздник в честь Диониса, Бут похитил и обесчестил вакханку Корониду. Оскорблённый Дионис наказал Бута безумием, и тот бросился в колодец. Бут также - сын афинского царя Пандиона, брат Эрехфёя, Филомелы и Прокны Бут — жрецАфины и Посейдона, основатель жреческого рода Бутадов или Этеобутадов в Афинах; 3) участник похода аргонавтов. Прельщённый пением сирен, Бут бросился в море, чтобы доплыть до них. Был спасён Афродитой, которая перенесла его в Лилибей и сделала своим возлюбленным (их сына звали Эрике). Бута считают основателем города Лилибей (на острове Сицилия).

БУЧУ - В тунгусо-маньчжурской мифологии один из духов — покровителей шаманов; изображался в виде человека на одной кривой ноге.

БУЦУИН  – (япон. печать Будды). 1. Истинный и незыблемый принцип, который в школе дзэн передается неизменным «от сердца к сердцу», от учителя к ученику. Этим термином подчеркивалась адекватность унаследованной учеником традиции, восходящей в конечном счете к самому Будде Шакья-Муни. 2. Патриарх Догэн часто обозначает этим термином просто сидячую медитацию (дзадзен).

БЫК - В славянских загадках — это месяц, солнце, день и ночь, небо и земля (рус. «Два быка бодутся — вместе не сойдутся»), потолок и пол, огонь и горшок (белорус. «Рыжы бык ды чорнага лiже») и др. В южнославянской космологии Бык (иногда буйвол или вол) - опора земли. В Сербии полагали, что земля держится на четырех быках — черном (на западе), сивом, соловом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Подобные верования известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям. Бык у украинцев зовётся Полевик. Сербы верили, что Бык охраняет клады, притом, «чтобы выкопать клад, надо принести в жертву своего БыкаА и зарезать его на месте закопанного клада». Бык, якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz