Слова с БУК по БУЦ
БУКА - Персонаж из загробного мира типа кикиморы,
фантастическое страшилище, маленькое злобное существо, которым пугают детей;
таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани, в шкафу детской
комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают,
так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить
под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть
и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят. Представления о
буке — детском страшилище — распространены повсеместно. Бука — «мнимое пугало,
коим разумные воспитатели стращают детей», — писал В. Даль. Описания буки
расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным
языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает
детей. В Архангельской губернии «пугают ребят и просто букою; ее считают
черною, оборванною женщиною» (Ефименко). В Олонецкой губернии, когда подросший
ребенок никак не желал расставаться с зыбкой, ее уносил вбегавший в избу бука
(т.е. кто-то из нарядившихся в вывернутый тулуп домашних). Само слово «бука»,
особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но
опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего
творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья
пошло оханье», и т.п. По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его
«разновидности», как букан, буканай, букарица) сходен с домовым, дворовым.
Подобно им, бука мохнат. В поверьях ряда районов России (особенно Русского
Севера и Сибири) образ буки-страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов,
которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют
хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже
приносят несчастья, болезни, смерть. Еще одна грань образа, объединяющего черты
буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы), — бука-пожиратель,
персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с
римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих
народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей). Некоторые исследователи
полагают, что наименование «бука» — индоевропейского происхождения (бука —
нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое») (Черепанова).
Названия типа «бука» (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем
*b(e)u-, bh(e)u— «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в
верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти
(ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke,
древненорвежское puki — «домовой», «черт», и т.п.). Наименование «бука» считают
и производным от общеславянского bukati — «реветь, плакать и вообще издавать
различные звуки — мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается,
что бука — образование в детской речи от междометия «бу». Буки обнаруживаются в
поверьях соседствующих с русским народов: по рассказам мордовских крестьян
Саратовской губернии, бука — род оборотня, «с виду похожий на копну сена»;
появляется он преимущественно ночью, гоняется за прохожими, издавая звуки,
«похожие на рычание сердитой собаки»; любит кружить по площади вокруг церкви, а
будучи застигнут сбежавшимся народом, проваливается «в землю, в тартар». В
поверьях алтайцев, тувинцев бук — также нечто вроде оборотня; он может
превращаться в животных, появляется в сумерках, вызывает болезни и ночные
кошмары (Дьяконова). В русских поверьях XIX–XX вв. преобладают представления о
буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах
России бука — таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей
таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще — в особо опасных
местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь).
Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.
БУКА – 1. На Руси –
чудище, которым пугали непослушных детей. 2. В валлийском фольклоре – фейри,
местная разновидность брауни. Если к буке относиться уважительно и каждый вечер
выставлять ему блюдце со сливками, он не откажется помочь. Но если над ним
потешаться или более того, оскорбить, он рассердится. За оскорбление бука мстит
весьма сурово: переставляет мебель, подбрасывает людей в воздух, щиплет спящих,
рвет в клочья одежду, рассказывает во всеуслышание семейные тайны и даже бьет
своих обидчиков. В таких случаях необходимо заставить его покинуть дом, ибо
прежним добродушным букой он уже не станет. В качестве защиты от буки
рекомендуют железо, святую воду или крест из рябинового дерева. Если самим
справиться с разошедшимся букой не удается, следует вызвать колдуна или
священника. Смотри также Полтергейст.
БУКАН - Сказочное страшилище, которым пугают детей,
фантастическое существо в доме; домовой; нечистая сила; пугало для детей типа
Буки или Домового. «Не плачь: букан съест» (Влад.); «Нишни, деушка, не то букан
придет и тебя возьмет» (Твер.); «Вот буканко-то тебя!» (Перм.); «Не шуми, не то
буканушко придет» (Свердл.).
БУКАНАЙ - Фантастическое существо «вроде домового»,
обитающее в конюшне, на сеновале, в подполье (Ср. Урал). Им пугают детей, так
же как и Букой.
БУКАРИЦА - Мифическое существо в подполье дома; страшилище,
которым пугают детей. «Заговорив о суседке, вам расскажут еще о какой-то
букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» (Тобол.). Букарица,
очевидно, сходна и с суседкой (духом дома), и с букой. В Забайкалье подобный
персонаж именуется букусеткой.
БУКАРКА - Леший на Колыме. . Букачка. Нечистая сила
неопределенного облика. «И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то ли водяник
поднялся, то ли русалка али букачки» (Лен.).
БУКВЕННЫЙ ФЕНОМЕН –
неизвестно каким образом появляющиеся надписи в виде буквенных и числовых
сочетаний (например, при полтергейсте). Некоторые надписи носят осмысленный
характер. Обычно они выполняются печатными буквами с ошибками в орфографии и
пунктуации, являются сочетаниями букв из разных алфавитов и даже перевернутых
букв, буквенный феномен может появиться на стене квартиры, где бушует домовой,
в виде записок, падающих с потолка, и даже представлять собой целые послания на
нескольких страницах, на облаках, чистом небе или на пшеничных полях.
БУКЕНТАВР - "Чудовище: получеловек, полубык... Подобно
кентавру, это мифическое животное символизирует внутренний дуализм человека,
однако, в данном случае, подчеркивается его низшая или животная сторона."
По названию близок к русской буке, но, в отличии от буки, он большой, если не
сказать – великан.
БУКУСЕТКА - Букарица. В Забайкалье подобный персонаж
именуется букусеткой.
БУНДАХИШН – (зенд.),
дополнительная книга Авесты, написанная на языке пехлеви; содержит подробное
изложение метафизики и эсхатологии зороастризма; здесь же приводится
пророчество о спасителе Саошьянте, который будет рожден от девы и станет новым
воплощением Заратусты; он победит Ангро-Майнъю и установит в мире царство
добра. Синоним – Бундехиш.
БУНДЕХИШ – (зенд.),
дополнительная книга Авесты, написанная на языке пехлеви; содержит подробное
изложение метафизики и эсхатологии зороастризма; здесь же приводится
пророчество о спасителе Саошьянте, который будет рожден от девы и станет новым
воплощением Заратусты; он победит Ангро-Майнъю и установит в мире царство добра.
Синоним – Бундахишн.
БУНИ – (тунгус.),
мистическая страна мертвых, куда после смерти попадают души людей, и куда шаман
обязан сопроводить душу и сразу же вернуться, так как за ним там сразу же
начинается настоящая охота.
БУНЬО Солодивый - В Подолии бытовали поверья о некоем
Солодивом Буньо, который взглядом уничтожил целый город: его веки, как и у
чародея шелудивого Буняки, также поднимались вилами.
БУНЯКА - Чародей шелудивый. В легендах с Волыни упоминается
чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами.
БУР конь - Конь Перуна с жемчужным хвостом.
БУРАК - Первый стих семнадцатой главы Корана гласит:"
Хвала тому, кто перенес ночью своего раба из священного храма в Мекке в храм
отдаленный в Иерусалиме, вокруг которого мы благословили, чтобы показать
некоторые из наших знамений". Комментаторы объясняют, что восхваляемый -
это Бог, что его раб - это Магомет, что священный храм - это мечеть в Мекке,
что храм отдаленный - это храм Иерусалимский, и из Иерусалима Пророк был вознесен
на седьмое небо. В самых древних версиях легенды Магомета ведет некий человек
или ангел; в более поздних ему представлено небесное животное, размером крупнее
осла и меньше мула. Это животное -Бурак, чьё имя означает "сияющий".
В Индии обычно изображают Бурака с человеческим лицом, ослиными ушами,
туловищем лошади и крыльями и хвостом павлина. В одной из исламских легенд
говорится, что Бурак, покидая землю, опрокинул наполненный водою кувшин. Пророк
был вознесен на седьмое небо и по пути побеседовал на каждом небе с патриархами
и ангелами, там обитающими, и пересек Единство, и ощутил холод, от которого его
сердце заледенело, но тут Господь положил длань на его плечо. Время людей
несоизмеримо временем Бога; возвратившись, Пророк подхватил кувшин, из которого
еще не пролилась ни одна капля. Мигель Асин Паласиос, испанский ориенталист
двадцатого века, рассказывает об одном мурсийском мистике тринадцатого века,
который в аллегории под названием "Книга о ночном путешествии к Величию
Благороднейшего" увидел в Бураке символ божественной любви, в другом
тексте он говорит о "Бураке сердечной чистоты". БУРАК – (араб.), волшебное животное, на котором
Мухаммед совершил «ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим. Это животное по
размерам нечто среднее между ослом и мулом; оно белого цвета, с длинными ушами,
на ногах у него белые крылья. Впоследствии бурак вознес Мухаммеда на небо.
Кроме Мухаммеда Б. возил и других пророков. В Иерусалиме до сих пор сохранилось
кольцо, к которому все они привязывали это животное.
БУРДО ВАЛ - У них по ночам были видны крылья. Если хозяин
ночью хотел подойти к такому коню, он долже был предупредить свистом, чтоб тот
спрятал свои крылья. Однажды, рассказывают, хозяин, выпив лишнего, забыл
свиснуть, вошел в конюшню без предупреждения, и крылья у бурдо-валов пропали, с
тех пор стали они обыкновенными. В начале 19 века Н.Я. Марр записал эту легенду
в Прикамье. Надо полагать, что аналогом крылатого коня бурдо-вала являются
греческие пегасы.
БУРХАН – (бурят.),
Бог. Термин, обозначающий единого всемогущего бога монотеистической религии,
вошел сначала в лексику ламаистов Восточной Бурятии, а затем, после крещения,
утвердился в языке православных бурят Западной Бурятии. Для бурят, не принявших
ни буддизма, ни христианства, понятие бурхан осталось чуждым.
БУРЯ богатырь - Волот, великан. Буря-богатырь сражался с
ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочал гигантские горы, Дубыня, или Вертодуб,
вырывал с корнем самые могучие дубы, у Бородыни была такая борода, что целую
реку накрывала, а усы Усыни на семь верст тянулись. Они были вскормлены лесными
зверями, а, повзрослев, победили ужасного змея. У этих великанов были жены -
волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например,
ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли.
БУРЯ Ветер - Анзу. Финист, Гагония, Гаруда. "В
шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения,
представляемая в виде львиноголового орла (позднее, приблизительно с 14 в. до
н.э.— в виде гигантского орла).
БУРЯ Яга Золотая Нога - Усоньша Виевна, дочь Вия подземного.
Супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров.
Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу. Потемнеет вдруг небо
синее, закрутятся вихри пыльные, приклонятся все дубравушки - прилетит тут в
ступе огненной, за собою путь заметая, в вихре Буря-Яга Золотая Нога -
великанша Усоньша Виевна. Подлетит она к избушечке. Стуки-стуки-стуки-стук - на
крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо! - Вы вставайте-ка, Горыня, Дубыня
и Усыня, отворяйте ворота! Разводите-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накормите
меня, напоите меня! А когда братья стали грозить ей, чтоб ушла она, то осерчала
Яга – хлеб да брала, била Змeевичей. Била их, лупила, чуть живых под лавку
бросала. Справился с ней только Велес грозный. От него она под камушек
спряталась. Под камнем был вход в Пекло. Туда спустился Велес, встретил Усоньшу
Виевну в богатырские латы одетую. Схватился Велес с Усоньшей, опрокинула она
его на Землю Сырую, стала верх брать, но Род задержал её руку с булавою. Тогда
Велес стал брать верх, но и его руку с булавою задержал Род. Говорила тут
Велесу Виевна: - Ай ты, буйный Велес - могучий бог, сын Земун Коровы небесной!
Видно Род решил нас с тобой помирить, ты возьми меня, Велес, в замужество! Я давала
зарок: кто меня победит - будет мужем моим любезным. Тут соскакивал Велес с
Усоньши Яги, брал ее за рученьки белые, брал за перстни ее золоченые, подымал
ее со Сырой Земли, становил на резвые ноженьки. Становил ее супротив себя,
целовал он Бурю-Усоньшу в уста, называл женою любимою.
БУРЯ-ЯГА УСОНЬША –
(слав.), супруга Велеса, ипостась Вилы Сиды, богиня смерти. Хозяйка избушки,
стоящей на границе двух миров. Синоним – Сурьевна.
БУС Белояр - Мифологический герой, богатырь, князь
Русколани. Реальное существование не отрицается. В краях, где протекала река
Белая, где раньше стоял Белый город, где находится Белая гора, которую, жившие
там белогорцы, звали Беллина, до недавнего времени стоял величественный
монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру. Все
названия в этих местах связаны с цветом Алатыря — белого камня, при ударе о
который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял
величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу
Белояру.
БУС БЕЛОЯР – (слав.),
князь славян-антов IV в. Воплощение Крышня-Коляды.
БУС - О Бусе - отце молодого волхва, о том, как он бился,
врагов поражая, пел волхв Златогор. Видимо, сыном его был Боян (Баян).
БУСЕЛ - Бочан. Стерх. Аист. Особо почитаемая птица,
наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами.
БУССЕ САММАЙ –
(япон.), вид самадхи. Смотри Госюдзаммай.
БУСТУРГАН – (удм.),
то же, что Ведьма, от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken –
«пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли
«мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который
предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы –
это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради
обретения сверхъестественных способностей.
БУТ - В греческой мифологии Бут - сын бога ветров Борея;
после неудачного покушения на брата Ликурга был изгнан и поселился на острове
Наксос. Занимался разбоем и пиратством. Во время одного из набегов — во
Фтиотиду в Фессалии, где происходил праздник в честь Диониса, Бут похитил и
обесчестил вакханку Корониду. Оскорблённый Дионис наказал Бута безумием, и тот
бросился в колодец. Бут также - сын афинского царя Пандиона, брат Эрехфёя, Филомелы
и Прокны Бут — жрецАфины и Посейдона, основатель жреческого рода Бутадов или
Этеобутадов в Афинах; 3) участник похода аргонавтов. Прельщённый пением сирен,
Бут бросился в море, чтобы доплыть до них. Был спасён Афродитой, которая
перенесла его в Лилибей и сделала своим возлюбленным (их сына звали Эрике).
Бута считают основателем города Лилибей (на острове Сицилия).
БУЧУ - В тунгусо-маньчжурской мифологии один из духов —
покровителей шаманов; изображался в виде человека на одной кривой ноге.
БУЦУИН – (япон.
печать Будды). 1. Истинный и незыблемый принцип, который в школе дзэн
передается неизменным «от сердца к сердцу», от учителя к ученику. Этим термином
подчеркивалась адекватность унаследованной учеником традиции, восходящей в
конечном счете к самому Будде Шакья-Муни. 2. Патриарх Догэн часто обозначает
этим термином просто сидячую медитацию (дзадзен).
БЫК - В славянских загадках — это месяц, солнце, день и
ночь, небо и земля (рус. «Два быка бодутся — вместе не сойдутся»), потолок и
пол, огонь и горшок (белорус. «Рыжы бык ды чорнага лiже») и др. В
южнославянской космологии Бык (иногда буйвол или вол) - опора земли. В Сербии
полагали, что земля держится на четырех быках — черном (на западе), сивом,
соловом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Подобные верования
известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям. Бык у украинцев
зовётся Полевик. Сербы верили, что Бык охраняет клады, притом, «чтобы выкопать
клад, надо принести в жертву своего БыкаА и зарезать его на месте закопанного
клада». Бык, якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце,
что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.:
«Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам;
животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку,
вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».