АРХАНГЕЛ – (от греч.
арх – главный и ангелос – вестник), верховный, наивысший ангел. Архангел –
средний чин низшего разряда в ангельской иерархии. По Псевдо-Дионисию
Ареопагиту Архангел как «средний в последней иерархии соединяет крайние чины
своим обращением с ними, ибо он сообщается с пресвятыми Начальствами и святыми
Ангелами. С первыми – тем, что он обращается через Начальства к Премирному
Началу, сообразуется с ним, сколько возможно, и хранит между Ангелами единение
сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству. С последними же
сообщается тем, что он как чин, определенный для научения, приемлем
Божественные озарения через первые Силы по свойству иерархии, передает их с
любовью Ангелам, а через Ангелов сообщает нам по мере того, насколько кто
способен к Божественным озарениям».
АРХАНГЕЛЫ - Слово это греческого происхождения и переводится
как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы"
появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского
времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений
вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов
(Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9;
1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Церковная традиция
различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая
категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и
Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают
их. Согласно христианской небесной иерархии, Архангелы занимают место
непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов.
Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») —
предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием
Михаила служит пламенный меч. Архангел Гавриил известен более всего участием в
Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн
мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ
познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого
таинства. Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель
страждущих. Реже упоминаются четыре других архангела. Уриил — это небесный
огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам. Салафиил — имя
верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его
пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками. Архангел
Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у
него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего
земледельцам. Его изображают с розовыми цветами. О семи небесных архангелах
говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих
духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед.
Это указывает на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в
свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной
структур бытия как божественного, так и земного.
АРХАТ – (санскр.
достойный), достойный, величественный или тот, кто поднялся высоко над миром;
совершенный арья; в буддизме хинаяны – существо, достигшее освобождения
(нирваны) от цепи перерождений (сансары). Архат находится за пределами жизни и,
значит, отказался от мыслей о том, что тело имеет значение; от неуверенности в
отношении выбора правильного пути, зависимости от жестких правил; от симпатий и
неприязни, возникающих вследствие воспоминаний о предыдущих жизнях.
АРХЕЙ – (греч.). 1.
Старец; архаический, старый, древний. Относится к старейшему проявленному
божеству. Термин, используемый в каббале. 2. Дух жизни (по Парацельсу),
сосредоточенный в желудке и подверженный всем влияниям планет, движущихся по
зодиакальному кругу, и химическим реакциям, происходящим в человеческом
организме. Причина любого заболевания, следовательно, состоит в угнетении архея
и лишении его способности противостоять действию болезнетворных семян,
проникающих в человека извне, распространяющихся с кровью и поражающих здоровые
органы.
АРХЕТИП – (от греч.
archetipos – первообраз, первичная форма, образец). 1. Центральное понятие
аналитической психологии. Архетип – способ связи образов, переходящих из
поколения в поколение. Согласно Юнгу архетип представляет собой структурные
элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном,
общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение
тела. Архетип задает общую структуру личности и последовательность образов,
всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная
жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в архетипе
формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы
всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и
зла, характеризуются амбивалентностью, имманентной закономерностью и пр.
Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор архетипов
ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству
человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и
взаимопонимания людей. Архетипическая тематика состояний сознания со всей очевидностью
связывает их с общей, коллективной шкалой этапов эволюции сознания, так же как
и с этапами такой индивидуальной эволюции. 2. В позднеантичной философии (Филон
Александрийский и др.) – прообраз, идея. 3. Наиболее древний, не известный нам
текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. 4.
Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая
форма, исходная для её позднейших продолжений, например, индоевропейское слово
«мать» – для общеславянского «mati» (русское «мать»), лат. «mater» и так далее.
5. В эзотерике – это изначальные схемы, или модели, божественной идеи, которые
проявляются по-разному:
v
через божественных или сверхчеловеческих
наставников, на чьих жизнях основаны ритуалы и посвящения различных таинств;
v
через нечеловеческие формы, принадлежащие к
доземным и дочеловеческим типам развития, такие, как знаки зодиака (в их
истинной, а не антропоморфной форме), геометрические и фаллические символы. Они
внедрились в человеческий разум и выплывают в символике сновидений, но сами они
древнее человеческого разума.
АРХЕЯ – божественное
дополнение и близнецовое пламя – женская полярность архангела.
АРХИЕРЕЙ – (греч.
старший священник), в православной церковной иерархии – общее название для всех
высших чинов черного (монашествующего) духовенства.
АРХИЛИМ – магическое
растение, применяемое как оберег от вампиров, злых духов и пр. Его описание
применяется как заговор от нечистой силы: «Есть трава на земле, именем
«архилим», ростом в локоть, тонка, а видом синя, на сторонах листиков по
девяти; на ней четыре цвета: червлен, багров, синь, желт. Та трава вельми
добра, кто её рвет, и тот человек вынимает золотую и серебряную гривну, ту
траву носит на себе, и тот человек не боится диавола ни во дни, ни во нощи, ни
злого человека, и на суду сопротивления одолеть, и люди его любят. А растет по
берегам рек, при болотниках. А корень её добр: у которой жены детей нет, и ты
истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети; а у кого
старая порча, хоть за тридцать лет, – выйдет вон».
АРХИМАНДРА - Дьявол, нечистая сила. «А что, если Архимандра
приде?» (Тульск.).
АРХИМИСТРЫ – в
алхимии – люди, которые стремятся осуществить трансмутацию металлов
негерметическими методами.
АРХОНТИКИ – (гност.),
секта, существовавшая около Иерусалима в IV в. и нашедшая много последователей
среди богатых и знатных людей. В основе их догматической системы лежало учение
о семи небесах, каждое из которых имело своего правителя – архонта.
АРХОНТЫ - У греков «начальники», «правители». В христианских
представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. До эсхатологической
катастрофы Земля находится во власти могущественных и таинственных, враждебных
богу и человеку существ. Эта мысль довольно чётко выражена в канонических новозаветных
книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в
традиционном переводе — «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт о
духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов
злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей»
(«сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала», как и
«начальства» в Эфес. 6, 12 — это греч лексический вариант слова «Архонт»). В
ортодоксальной христианской системе Архонты безусловно преданы злу, это вполне
недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты
бога-творца. Напротив, в гностических представлениях Архонты рассматриваются,
во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть
преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень
сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и
нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой
роли Архонтов у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого завета). Это
особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет
как продукт инспирации со стороны семи Архонтов (седьмица — космическое число,
ср. также Иран. Амеша Спента, христ. архангелы), между которыми поделены как
имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных пророков
(Иао, т.е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф — через
Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди Архонтов— Иалдаваоф, рассматриваемый как
отец превзошедшего его Иисуса Христа,— через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и
Аввакума и т.д.). У офитов (ранняя гностическая секта) Архонты имеют отчасти
имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила лик льва, у Суриила — быка, у
Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у
Фарфаваофа или Оноила («осло-бог») — осла; между этой семёркой Архонтов стихии
и народы поделены по жребию. Верховный Архонт, отождествляемый также с
Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал,
однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно
превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя; вывести
его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и
благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного
Архонта раздваивается на «великого Архонта», царившего от Адама до Моисея, и
«второго Архонта», даровавшего при Моисее Закон.
АРХОНТЫ – (греч.
начальники, правители). 1. Архангелы, ставшие феруэрами или собственными
тенями, имеющие миссию на Земле. 2. Мистическая вездесущность, заключающая в
себе двойную жизнь, вид гипостатического действия: чистоты в высокой сфере и
земного, совершаемого на нашем плане. 3. У христиан в канонических и
новозаветных книгах Сатана получает характерное наименование «Архонт этого
мира» (в традиционном переводе – князь мира ceгo). Архонты безусловно преданы
злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола. Как и он сам, они выступают
как антагонисты Бога-Творца. 4. У гностиков архонты рассматриваются, во-первых,
как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена
«совершенным» гностиком, но находится с замыслами Бога в очень сложных
отношениях, и, во-вторых, как творцы материального Космоса, а заодно и
нравственного закона как системы запретов и заповедей. Это особенно явно в той
гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации
семи архонтов.