АСАГАС ЭТТЭЭХТЭР –
(якут. имеющий открытое тело), люди, обладающие способностью слышать, ощущать
появление злых духов. Часть людей с «открытым телом» обладала даром видеть
сверхъестественных существ, в том числе душу человека, отделенную от тела.
Таких людей называли кёрёёччю, кёрбюёччю – видящие. Нечто близкое к значению
слова «ясновидец». Противоположное понятие – Бютэй эттээхтэр (имеющие
непроницаемое «глухое» тело). Смотри также Кут.
АСАМПРАДЖНЯТА –
(санскр.), одна из форм самадхи, в которой в процессе созерцания не участвует
ничто объективное. В данном случае это встреча с неопределяемым, которое есть
не что иное, как подлинное «Я» пуруша. Смотри также Сампраджнята.
АСАНА – (санскр.). 1.
Фиксированное, жестко заданное положение в хатха йоге. 2. Положение и
фиксированная поза, в которой должны сидеть риши до тех пор, пока они не
получат сиддхи. 3. Третья ступень хатха йоги.
АСАТ – (санскр.),
небытие или, вернее, небытийность; все, что нереально, все, что иллюзорно. Это
наш нереальный мир, наши иллюзии. Противоположным понятием является понятие
сат, относящееся к реальным вещам.
АСГАРД (сканд.) — небесный город-крепость скандинавских
богов-асов. Выстроен великаном с помощью коня Свадильфари. В уплату асы должны
были отдать великану солнце, луну и богиню Фрейю, но хитрый Локи превратился в
кобылу и отвлек коня от работы. Великан не успел закончить строительство в срок
и был убит. В А. расположена Валгалла и жилища богов.
АСЕНТАМЕНТУ –
(браз.), образ, отражающий силу ориша; фетиш, которым может служить камень,
раковина, дерево или металлический предмет.
АСЕНТИК - Белорусское название русского овинника.. Асила. От
Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с
предками белорусов, поляков и кельтов.
АСИЛА – (слав.), имя
Велеса, значит «сильный». От него произошли асилки-волотоманы (люди
Волота-Велеса) – великаны.
АСИЛА - Велес. Друды происходят от Анта Велесича и Прии
Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые
казачьи и черкесские роды. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и
волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов. Смотри также
Волоты, Асиры.
АСИЛКА - Асилки (осилки, велеты) — богатыри-великаны.
Когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы - лесные друды,
великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны,
псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они -
людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А
духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы. От Велеса Асилы
свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками
белорусов, поляков и кельтов. В мифах восточных славян упоминаются жившие в
древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они
сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури
и штормы. Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись
своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими
уничтожены. По белорусскому поверью, «асилки» (богатыри-силачи) имеют в своем
теле так называемые чертовы ребра. Асилки, осилки, велеты — в
восточнославянской мифологии великаны-богатыри. Жили Асилки в древние времена
и, по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись
своей силой, Асилки стали угрожать Богу и были им уничтожены. В белорусских
преданиях Асилки выкорчевывают деревья, откидывают или разбивают камни каменным
оружием. Иногда за каменной стеной, разбитой Асилками, обнаруживали похищенных
змеем людей. Фольклорные мотивы, связанные с Асилками (подбрасывание в небо
булавы Асилками, отчего гремит гром, победа над змеем и т.п.), позволяют
считать мифы об Асилках вариантами мифа о борьбе громовержца (см. Перун) с его
противником, змеем. Название «Асилки» предположительно связано с
индоевропейским корнем *ak - «камень, каменное небо».
АСИЛКИ – в
восточнославянской мифологии – великаны, богатыри. Жили в древние времена,
создавали реки, воздвигали утесы и тому подобное. Возгордившись своей силой,
асилки стали угрожать Богу и были им уничтожены. Синонимы: Велеты, Осилки.
АСИЛКИ, осилки, велеты (вост.-слав.) — древние
великаны-богатыри, создававшие реки и воздвигавшие утесы. Возгордившись своей
силой, стали угрожать богу и были уничтожены им.
АСИРЫ – (санскр.). 1.
Элементалы без голов; буквально «безголовые»; употребляется также по отношению
к первым двум человеческим расам. 2. От имени Асир происходит название Ассирии.
3. Имя Асиры – суть название ведических древнеиндийских богов асуров, ахуров
(зенд.), асов (сканд.). Авестийский Ахура Мазда (Господь Мудрость), славянский
Асила Велес.
АСИХАРА-НО накацукуни (яп.) — «тростниковая равнина —
серединная страна» — название земли людей, в отличие от Такама-но хара —
обители богов, древнее название Японии, впоследствии — ее поэтическое
обозначение. В японских мифах о сотворении мира и появлении первых богов побеги
тростника символизируют жизненную силу.
АСИЯ – (кабб. от евр.
лаасот – делать), согласно каббале нижний плотно материальный мир. Синоним –
Ассиах.
АСИЯ, Азия (греч.) — дочь титана Океана и титаниды Тефиды,
супруга титана Иапета, от которого родила Прометея, Менетия, Эпи-метея,
Атланта.
АСК и Эмбла (сканд.) — «ясень» и «ива» — первые люди,
мужчина и женщина, которых в виде древесных прообразов скандинавские боги Один,
Лодур и Хёнир (вариант: Один, Вили и Be) нашли на берегу моря, доделали и
оживили.
АСКАНИЙ (греч.) — в греческо-римской мифологии сын Энея и
Креусы (или Энея и Данаи). У римлян имел имя Юл. Бежал вместе с отцом из Трои в
Италию, где основал г. Альба Лонга. Считался легендарным родоначальником рода
Юлиев (Цезарь, Август).
АСКЛЕПИЙ (греч.) — бог врачевания, сын Аполлона и нимфы
Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на
погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца А. и отдал на
воспитание кентавру Хирону, научившему А. врачеванию. А. стал искуснейшим
целителем, воскрешавшим даже мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка и
др.). Это было нарушением божественного порядка, и Зевс поразил А. молнией.
Супругой А. была Эпиона, родившая от него сыновей Махаона и Подалирия, дочерей
Гигиею и Панацею. Культ А. был особенно распространен в Эпидавре и на о-ве Кос.
Священным животным А. была змея (или две змеи), которой делали жертвоприношения.
Изображался зрелым, похожим на Зевса мужчиной, держащим в руке посох, вокруг
которого обвилась змея.
АСКЕЗА – (греч.
упражнение, занятие), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физической боли, одиночества и тому подобное, присущие практике
философских школ и различных религий. Целью аскезы является преодоление
эгоцентризма собственной природы и перемещение оси жизни в сторону личного
взаимоотношения с окружающим миром, с Богом. В самых примитивных обществах аскетические
упражнения были напрямую связаны с инициацией, то есть приобщением подростка к
миру взрослых. Инициационные испытания часто бывали весьма мучительными.
Главным требованием строгой аскезы, как правило, является целибат, или
безбрачие. Её второй основной принцип – отказ от мирских благ. Некоторые аскеты
отвергают правила личной гигиены; в частности, многие персидские, индийские и
христианские святые никогда не мылись, не стригли волос и ногтей и ходили в
грязном рубище. Многие аскеты умышлено причиняют себе физическую боль.
Индийские факиры неотрывно смотрели на Солнце, пока не становились слепыми, или
держали руки над головой, пока те не отсыхали. Аскеза включает в себя и такие
формы самоистязания, как оскопление (кастрация) и флагелляция (бичевание).
Особой формой умеренной аскезы является исихия – непрерывное повторение молитвы
Иисусовой в сочетании с определенными дыхательными упражнениями. Исихия
производится в уединении и требует постоянного поста; некоторые авторитеты
считают её наиболее эффективным из всех христианских духовных упражнений.
Синоним: Аскетизм, Тапасья (санскр.).
АСКЕТ – (от греч.
asketes – упражняющийся в чем-нибудь), подвижник, отшельник; человек,
отказывающий себе в жизненных удовольствиях.
АСКЕТИЗМ –
ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической
боли, одиночества и тому подобное, присущие практике философских школ и
различных религий. Целью аскетизма является преодоление эгоцентризма
собственной природы и перемещение оси жизни в сторону личного взаимоотношения с
окружающим миром, с Богом. В самых примитивных обществах аскетические
упражнения были напрямую связаны с инициацией, то есть приобщением подростка к
миру взрослых. Инициационные испытания часто бывали весьма мучительными.
Главным требованием строгого аскетизма, как правило, является целибат, или
безбрачие. Его второй основной принцип – отказ от мирских благ. Некоторые
аскеты отвергают правила личной гигиены; в частности, многие персидские,
индийские и христианские святые никогда не мылись, не стригли волос и ногтей и
ходили в грязном рубище. Многие аскеты умышлено причиняют себе физическую боль.
Индийские факиры неотрывно смотрели на Солнце, пока не становились слепыми, или
держали руки над головой, пока те не отсыхали. Аскетизм включает в себя и такие
формы самоистязания, как оскопление (кастрация) и флагелляция (бичевание).
Особой формой умеренного аскетизма является исихия – непрерывное повторение
молитвы Иисусовой в сочетании с определенными дыхательными упражнениями. Исихия
производится в уединении и требует постоянного поста; некоторые авторитеты
считают её наиболее эффективным из всех христианских духовных упражнений.
Синоним: Аскеза, Тапасья (санскр.).
АСКИ КАТАСКИ ХАЙКС ТЕТРАКС АЙСИОН – (греч.) формула-мантра, употреблявшаяся
жрецами во времена Плутарха; её произносили над людьми, одержимыми бесами.
Смысл, заключенный в этой формуле, можно передать следующими словами: тьма,
свет, Земля, Солнце, истина.
АСМИТА – (санскр.),
тщеславие, эгоизм и самодовольство, которые наблюдаются у духовно неразвитых
людей. Когда человек совершенствуется, асмита исчезает.
АСМОГЕНЧИХА - Знахарка (Забайк.) Знахарка, лечащая травами,
прозвана Асмогенчихой из-за травы смоген (панцерия шерстистая), наделенной, по
мнению забайкальцев, особо целительными свойствами.
АСМОДЕЙ - Злой дух, соблазнитель, Дьявол, Сатана; бес.
АСМОДЕЙ (иуд.) — злой демон, обычно символизирующий похоть.
Считалось, что А. разрушает брачное сожительство посредством вызова бессилия,
холодности и склонности к противоестественным отношениям. Происхождение А.
связывается с блудом между падшими ангелами и «дочерьми человеческими». А.
преследовал девицу Сарру, умерщвляя ее мужей в первую брачную ночь до
наступления супружеской близости, пока благочестивый Товий с помощью архангела
Рафаила не прогнал А. и не женился на Сарре. С А. связана одна из легенд о царе
Соломоне, подчинившем демона с помощью магии. Возгордившись, Соломон предложил
А. показать свою мощь и отдал ему свой магический перстень. Получив перстень,
А. забросил Соломона подальше, принял его облик и занял его место. Впоследствии
А. разоблачили как самозванца, потому что он нарушал в гареме Соломона
ритуальные запреты, соблюдающие чистоту брачных сношений.
АСМОДЕЙ – персидский
Аэма-дэв, Эшам-дэв парсов, согласно Бреалю, «злой дух похотливости», которого
евреи знали под именем Ашмедай – разрушитель; Талмуд отождествляет его с
Везельвулом и Азраэлем (ангелом смерти) и называет Царем чертей.
АСО – магическая
погремушка, символ власти жреца вуду (унгана). Делается из выдолбленной тыквы и
украшается узорами из змеиных позвонков вперемежку с искусственным жемчугом.
АСОП (греч.) — бог одноименной реки, имевший двенадцать
дочерей и двоих сыновей, носящих имена-эпонимы городов и островов. Дочь А.
Эгина была похищена Зевсом. А. узнал о похищении от Сисифа и попытался вернуть
дочь, но был отогнан молниями Зевса.