Слова с БАН
БАНДА – (браз.),
группа ритуалов в афро-бразильской магии.
БАНДХА – (санскр.
удерживать, сжимать), психомышечный энергетический замок, перенаправляющий
поток праны. Всего известны три замка: «горловой замок», «замок диафрагмы» и
«корневой замок» (джаландраха бандха, уддияна бандха и мулабандха). При
выполнении бандхи контроль над дыханием комбинируется с контролем над физическим
телом. Это помогает освободиться также от грантхи, которые мешают продвижению
праны по сушумне.
БАННАЯ бабушка - Мифическое существо, обитающее в бане:
дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Появление банной бабушки
иногда непосредственно связано с родами: она сопутствует роженице и ребенку;
обычно доброжелательна к слабым, больным. В баню раньше вместе с повивальной
бабкой удалялась роженица и где она находилась в течение некоторого времени
после родов. В бане бабка в воду, в которой будет мыть младенца, кладет три
камешка, которые берет из избы, с улицы и из бани. Банная бабушка, Баянная
бабушка, по-видимому, сверхъестественный «двойник» бабушки-повитухи;
одновременно это и дух, «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы».
Упоминания о ней в материалах XIX–XX вв. немногочисленны.
БАННАЯ староста - Старшая над другими «хозяйка» бани.
Упоминание о Банной старосте содержится в одной из быличек, записанных в 80-х
гг. XX в.: «Когда-то родильница в бане мылась с ребенком и напросилась: „Банная
староста, пусти меня в байну, пусти помыться и сохрани". Вот байники идут и
нацали ее давить. А банная староста говорит: „Зацем давите, она ведь
напросилась, идите в другую баню, там не напросились". В другой байне банники
кого-то и задавили. А одна воду не оставила, ни капли. Ей банная староста и
привиделась во сне. „Зацем, — говорит, — воду ни капли не оставила, у меня тоже
ведь дети есть"» (Печ.) (Черепанова, 1996)
БАННИК – в русской
мифологии – род нежити (особая порода домовых), дух, поселяющийся в бане.
Банник незлобивое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет
вид старика, покрытого старыми листьями от березового веника. Пар выживает его
временно, а в нетопленой части он живет всегда. Банник не любит рожениц,
которых обычно выводят в баню. Поэтому рожениц нельзя оставлять в бане одних.
По другим версиям, это злобный старикашка, который не любит тех, кто позднее
полуночи моется в бане. Если человек ночью окажется там один, Банник может его
зашпарить до смерти или убить камнем. Синонимы: Баенник, Баинник, Байник,
Банный.
БАННИК - Байник, баенник, байнушко, белорусский лазьник. У
русских и белорусов дух - обитатель бани. Домовой божок. Дух, живущий в бане,
злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В
нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Банник, дух бани,
стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту
опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы,
чистоты - "нечистой". О Баннике и в наши дни рассказывают немало
жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного
старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле
приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Может
погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала
усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в
грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют
его банным веником. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и
позвать на подмогу Овинника или Домового. Банник моется вместе с чepтями,
лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят.
Если уж случилось — убегать надо задом наперёд. Заискивают расположение
баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто
посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить,
ему приносят в дар чёрную курицу. Баня в языческие времена считалась нечистым
местом. Банник был злым духом, пугавшим человека, едва не доводившим его до
удушья в бане, топившейся по-чёрному, т. е. с открытым очагом внутри и без
дымохода. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник,
мыло, воду; в жертву баннику приносили чёрную курицу. Банник живёт на каменке
или под полком. Бывает невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку)
или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого
грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Есть поверье,
что банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.
Считается, что банник моется в бане и ему следует оставлять воду, мыло и веник,
иначе он брызжет кипятком, кидает раскаленные камни, напускает угару. Входя в
баню, принято было говорить: «Крещеный на полок, некрещеный с полка»
(Смоленская губ.). Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода
солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: банник душит их или сдирает
кожу; банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может
подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми,
пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом
умирают или превращаются в головешку, в банный веник. Банник иногда защищает от
других демонических существ (овинника, мертвецов и др.). Из других функций
банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки
подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или
суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених
богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани,
банник может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от
вредоносных действий банника, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль,
хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу. Банный дух может
выступать также в женском облике — банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге
и Печоре — обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда
голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с
представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность
банного духа может выступать также шишига. Если кто пожелает быть невидимым,
тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина,
который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как
можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь
обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет. Банник бормочет
гробовым голосом. В быличках гипертрофированные руки приписывались баннику:
рука у него большая и мохнатая. Восточные славяне, болгары и поляки считали,
что в доме, где есть Дети Некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны (у
русских — домовой, банник, леший) не подменили ребенка и не подложили своего
детеныша — безобразного и крикливого (см. Подменыш). На Русском Севере считали,
что банник живет в куче неошпаренных банных Веников, а домовой обитает под Веником.
Овинник защищает человека от происков банника. Банник черного Цвета, как это
характерно для демонологических персонажей (появляются также в виде черного
животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.).
Банник или банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью ещё называли
Обдериха. Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый
«хозяин» бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет»,
кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал на
вышки. Они спугались и пошли на вышку благословясь, а там никого нет. Они
спустились и опять стали мытце. Вдруг закричало не руским голосом: „Уходите
скорея, а то заем!" Мужик да баба побежали домой голы» (Новг.). Когда банник видим,
то предстает чаще всего в страшном обличье: это черный мохнатый человек, иногда
огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми
душит или «запаривает» моющихся. Иногда он сед и мохнат, иногда — наг и покрыт
грязью или листьями от веников (Волог.). По поверьям жителей некоторых районов
России, банник может быть котом (Арх.); белой кошкой (Карелия); превращается в
собаку, лягушку (Новг., Волог.); в маленькую собачку (Печ.); в белого зайчика
(Лен., Новг., Волог., Карелия) и даже в веник, уголь (Арх.). Часто коварный
«хозяин» бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком,
анчуткой). Баня — «уже прямо-таки обиталище чертей», — считали в начале нашего
века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать чёрта
(прежде чём привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни
с каменки со словами: «Черту в лоб!» В XX в. облик являющейся в бане нечистой
силы «осовременивается»: «Напился и ушел ночевать в баню (повествует житель
Терского берега Белого моря). Вдруг зашаталось! Я чиркнул спичкой — двое стоят
у дверей в шляпах и плащах черных. У меня волоса шапкой! Заматерился и ушел из
бани». Однако банник и черт — это в общем разные мифологические персонажи,
точнее, «черт» — наименование банника, выражающее самое общее представление о
нем как о «нечистой силе». По общерусским поверьям, банник обычно обитает под
полком или появляется из-под полка. В повествовании, записанном на Печоре,
работник просит хозяина взять его с собой в баню: «„А ты не забоишься-ле? Ко
мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь". — „Нет, я не боюсь и не
сойду с ума". <...> Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной
старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился
под полок». Забайкальские крестьяне считали, что, если человек, услышав возню
банника под полком, убежит, «банник изорвет оставшиеся вещи». Банник может быть
связан своим местопребыванием и с каменкой — сложенной из больших камней банной
печью (Олон., Карелия): «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит»
(Арх.). В восточносибирской быличке моющаяся позже всех девушка обнаруживает
его под лавкой: «...за водой-то нагнулась, а под лавкой сидит маленький
старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать и
выскочила!» Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник
обитает там с женой и детьми). Некоторый намек на такую «семью» есть в
восточносибирской быличке: «И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И
пошли вдвоем мать с ребятишками... Налила, говорит, воды, начинает мыть. А под
полком — полок кверху поднимается — ребенок ревет: „Увяк, увяк..." А тут кто-то
и говорит: „Ну, погоди, я тебя счас помою..." А баба та собралась, ребенка в
пазуху — да нагишом из бани...» Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин»
отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и «хозяине»
бани. Чаще всего этот «хозяин» строг, опасен для людей: «Банник человеку не
товарищ». Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения
топить баню, единичны. В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж,
подобный «страшному» баннику, — банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе
характеризуются ее названием. Есть в русских поверьях и байниха, банниха,
банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух
женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем
сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а
там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Банник, по поверьям,
подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.), моет волосы в кипятке
(Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются в четвертый или в третий
пар (реже — в седьмой), т. е. после двух или трех (шести) смен побывавших в
бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню
в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после
захода солнца или поздно ночью (в полночь). Губящий людей банник может обернуться
родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и
начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо
жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет
«соседку-банника» руганью (Новг,). В другом рассказе начала XX в. такие же
«знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и
забивают за полок старушку (Костр.). Козни банников могут быть и совершенно
немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим
барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню,
где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И
начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни
мертв и читает молитву: „Да воскреснет Бог". А они услышали и ему в ответ: „Да
растреснет лоб". Он читает дальше: „Да расточатся враги Его". А они: „Да
раскачается осина". И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву,
лежит — и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь — а на нем лежит
рогожа» (Новг.). По распространенным представлениям, банник поселяется в бане
после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает
банника с судьбами семьи и ее новорожденных. «Если в какой байне не бывало
рожениц, то нет в ней и байного» (Новг.). Однако коварный банник и здесь
оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX—XXвв.
стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть
младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо
растут. В восточносибирской быличке банник, недовольный местом, на котором
построена баня, насылает болезнь на дочку хозяев бани: «В это время в их доме
остановился старик проезжий. У него-то и спросил отец, почему девочка болеет.
Тот посмотрел и сказал сходить в двенадцать часов на кладбище, накрыть стол
белой скатертью и поставить на него две рюмки и бутылку водки. Причем рюмки
должны быть не граненые, не с рисунком, а простые, светлые. Все так и сделал
отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не
видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто-то говорит: — Баня у тебя не на
месте. Послушался отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала
выздоравливать. Видно, правду говорил он, что баннику место не понравилось».
БАННИХА - Дух бани, банника в облике женщины. Есть в русских
поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому,
самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно,
как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали:
как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».
БАННИЦА - Дух бани в облике женщины. Есть в русских поверьях
и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому,
самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно,
как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали:
как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».
БАННОЙ - Домовой из банников, обитающий в бане. Русские в
старые времена нередко давали своим детям банные имена, чтобы задобрить или
обмануть домашних божков: своего то тезку домовой не обидит!
БАННЫЕ хозяева - Банные хозяева очень любят париться и
моются в четвертый или в третий пар (реже — в седьмой), т. е. после двух или
трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник,
мыло банникам, содержать баню в чистоте. Существенная для крестьянского рода,
семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в
поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани:
«Бани совершенно считаются нечистыми зданиями. Но ходить в баню мыться должен всякий.
Кто не моется в них, тот не считается добрым человеком. В бане не бывает икон и
не делается крестов. С крестом и поясом не ходят в баню...» (Арх.) (Ефименко,
1877). Баня — один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских
жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям
XIX—XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными
способностями существа явно не христианской природы — банный хозяин, проклятые
и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней —
например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут
лапти) (Новг.). По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится
шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в
Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть
лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с
шапкой-невидимкой. Вологодские крестьяне полагали, что, добывая
шапку-невидимку, нужно прийти в баню во время Христовской заутрени «и найти там
банника (обыкновенно в это время спящего), снять с него шапку и бежать с нею,
как можно скорее, в церковь. Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых
районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели
закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь.
Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.) или оставляли
в бане хлеб-соль, «чтобы банник не стращал моющихся и удалял из бани угар»
(Влад.).
БАННЫЕ - Часто упоминаются в литературе вместе с домовыми. В
бане видели чертей, банных анчуток» (Симб.); «В баню не ходят с крестиком —
банный задушит» (Енис.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите,
выдадут ли [имя] замуж» [из гадания] (Костр.); «Вот банный съест тебя, не
балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).
БАННЫЕ ФЕЙРИ –
(англ.), опекуны бань и купален. Они следят за порядком, за тем, чтобы банщики
не обманывали посетителей, и охотно купаются сами.
БАННЫЙ – в русской
мифологии – род нежити (особая порода домовых), дух, поселяющийся в бане.
Банный незлобивое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет
вид старика, покрытого старыми листьями от березового веника. Пар выживает его
временно, а в нетопленой части он живет всегда. Банный не любит рожениц,
которых обычно выводят в баню. Поэтому рожениц нельзя оставлять в бане одних. По
другим версиям, это злобный старикашка, который не любит тех, кто позднее
полуночи моется в бане. Если человек ночью окажется там один, банный может его
зашпарить до смерти или убить камнем. Синонимы: Баенник, Баинник, Байник,
Банник.
БАННЫЙ дед - «Говорили... что в бане обитает банный дед,
который моется по ночам, хлещет себя веником и стонет от удовольствия» (Новг.).
БАННЫЙ нечистик - Часто коварный «хозяин» бани именуется
крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой).
БАНОВИЧ Страхин - Параллели былин об Иване Годиновиче
отмечены разными исследователями в сказаниях о Геракле, малорусской сказке,
житии Иосифа Волоцкого, в Панчатантре, восточных народных сказаниях, немецких и
польских сказаниях, в сербских песнях о Марке Королевиче и Бановиче Страхине.
Уже это обилие параллелей говорит, что перед нами бродячий мотив.
БАНУШКО - Банник, баенник, байнник и др., белорус. лазьник —
у русских и белорусов дух - обитатель бани. Вымывшись, не благословив, не
перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его:
«Спасибо те, байнушко, на парной байночке» (Арх.).
БАНЬШИ – в шотландско-ирландской
мифологии – дух, вой которого предвещает смерть.
БАНЬЮ ДИ ДИШКАРГА –
(браз.), очистительное омовение.