Слова с БЕН по БЕР
БЕН-БЕН – (егип.), в
Древнем Египте – священный камень, на который поднялось Солнце, родившееся из
водного хаоса.
БЕОВУЛЬФ (др.-англ.) — «пчелиный волк» — герой одноименного
англосаксонского эпоса, действие которого происходит в Скандинавии. Б., юный
воин из народа гаутов, отправляется за море, чтобы избавить короля данов
Хродгара от чудовища Гренделя, в течение 12 лет нападавшего на королевский
чертог Хеорот и истреблявшего королевских дружинников. Ночью происходит
поединок, в котором Б. отрубает руку Гренделя. Тот умирает в своем логове, а
чудовищная мать Гренделя пытается отомстить Б. за убийство сына. Герой
спускается в ее логово на дне моря и побеждает ее. Щедро награжденный, Б.
возвращается на родину, где становится королем гаутов и правит ими в течение 50
лет. Впоследствии он погибает во время сражения с драконом, опустошавшим его
страну. Б. убивает дракона, но сам полет смертельную рану.
БЕРБАЛАНГИ – согласно
малайским верованиям вурдулаки, внешне похожие на людей, но с крыльями и очень
узким разрезом глаз. Бербаланги разрывали могилы и пожирали трупы людей.
БЕРЕГИНИ – (слав.), у
древних славян – духи-хранители. Наподобие греческих пенатов, охраняли дом,
благополучие различных мест и природу. Слово берегиня произошло от понятий
оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие. По
архаическим представлениям Берегиня – великая богиня, породившая все сущее. Её
сопровождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ
Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния, света. Со
временем береза стала особо почитаться на русалиях – празднествах в честь
берегинь (русалок).
БЕРЕГИНИ - Русские берегыни. Воздушные девы, оберегающие
людей от упырей. Славяне считали, что берегини живут возле дома и оберегают дом
и его обитателей от злых духов. Весёлые, шаловливые и привлекательные создания,
поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они
кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились берегини, там
трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее. Берегини -
мифологические персонажи, известные по оригинальным вставкам в древнерусских
текстах XIV-XV вв., переводных с греческого: в «Слове св. Григория» (шесть раз
в разных списках) и в «Слове св. Иоанна Златоуста» (один раз), посвященных теме
«како пер вое погании веровали въ идолы». Одни «погании» поклонялись молнии,
грому, солнцу, луне, «а друзии перену (Перуну?), хоурсу, виламъ и мокоши,
оупиремъ, берегынямъ, ихъ же нарицають три девять сестриниць… а друзии огневи и
камению и рекамъ. и источникомъ. и берегынямъ. и въ дрова» (Софийский сборник
XIV в.). Берегиням «клали требы», ибо веровали «упиремъ и младенцы знаменают
мертвы и берегенямъ» (Чудовский список XVI в.). В древнерусских текстах
известны записи с начальным в- («клали требу упиремъ и верегинямъ» —
Паисиевский сборник XIV-XV вв.) и п- («уклоняйся поревну, и аполовину, и
мокоши, и перегини» — «Поучение духовное детям» XVI в., где поревну и
аполовину, видимо, искаженное Перуну и Аполлону). Значение и функции Берегинь
неясны. Их выводили из этимологии названия и из контекста. Е. Аничков, Н.
Гальковский, Л. Нидерле считали Берегинь русалками и связывали их с культом
мертвых (и мертвых младенцев); В. Мансикка, О. Трубачев относили Берегинь к
«береговым феям, русалкам», а Д.К. Зеленин — к трясовицам. А. Брюкнер причислял
Берегинь к нимфам, но не только водным, а и горным, опираясь на архаическое
значение слова брегъ, а В. Иванов и В. Топоров сближали Берегинь с др.-рус.
прегыня «холм, поросший лесом. А. Ковалевский указывал на украинский обычай «водить
перегиню», обряженную девушку, после окончания прополки свеклы, отмеченный на
Черниговщине, около Канева, и на Полтавщине, в зоне Лохвицы, и ставил его в
связь с Берегиней.
БЕРЕЗАНЬ – (слав.) 1.
Райская местность, одна из Рипейских гор (зенд. Hara Berezalo). На горе растет
солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями». Она же современная гора
Конжаковский камень (рядом город Березняки). 2. Остров близ устья Днепра. На
этом острове правит Стрибог.
БЕРЕГИНЯ - Берегыня (др. рус.). Русская богиня из Перунова
пантеона. О тех боярах, что не боялись идти к полям готским, что многие лета
боролись за вольность русскую, о тех, что не берегли ничего, даже жизни своей,
- о них говорит Берегиня.
БЕРЕГОВЫЕ ФЕИ - В. Мансикка, О. Трубачев относили Берегинь к
«береговым феям, русалкам».
БЕРЕГЫНИ - В поучениях против язычества среди прочих богов
Берегыня упомянута рядом с Артемидой.
БЕРЕЗА - Чтили в сем дереве женского духа Берёзу,
покровительницу юных дев. Многие считают, что берёза знается с нечистой силою и
оттого может быть дурным, недобрым деревом. Так, говорят, будто она, посаженная
близко к дому, вызывает женские болезни у его обитательниц. Наросты на ставнях
от этих деревьев образуются от женских проклятий. Говорят также, будто с березы
спускаются русалки, особенно с кривой и плакучей (ветки которой свисают до
земли). Также березы называют "деревьями духов". В них вселяются духи
умерших девушек, которые выходят по ночам и насмерть затанцовывают случайных
прохожих. Под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной
смертью, и вместо сока в ней струится кровь. Погибшая девушка превращается в
березу.
БЕРЕЗИЧ - Согласно "Влесовой книге", этот бог
относится к русскому пантеону языческих богов.
БЕРЕНДЕИ - У древних славян оборачивающиеся бурыми -
медведями люди. Берендеи - тюркские кочевые племена, в южнорусских степях
родственные печенегам и торкам. С конца 11-го века по соглашению с русскими
князьями берендеи селились в пограничных областях Киевской Руси для защиты ее
от половцев. Позже смешались с населением Золотой Орды. Берендеи, тюркское
кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. С 1146 (в составе черных
клобуков) вассал Руси.
БЕРИНОВ сын - В содержании отдельных былин не трудно
заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких
первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх
Всеславич), т.е. объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой
(по Вольнеру, начало Былины о Добрыне взято из Былины о Вольге, а конец из
Былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши),
большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Былины о
Берином сыне, по Веселовскому) и т.п.