Слова с БОГАТЫРИ
БОГАТЫРИ Владимирского цикла.
БОГАТЫРИ до Владимирского и до Киевского цикла - К
до-Владимирскому циклу относятся Святогор, Микула Селянинович и Вольга. Во
главе "старших" богатырей ученые старой мифологической школы ставили
Святогора. По мнению Ор. Миллера, Святогор - туча. Веселовский видит источники
былин о Святогоре в легендах о Самсоне, Аароне, Моисее и других; Вс. Миллер - в
кавказских сказаниях; Шамбинаго сближает Святогора с эстонским богатырем
Калевипоэга. К этому надо прибавить отмеченные учеными старой мифологической
школы параллели между Святогором и скандинавским исполином Скримиром. Уже это
богатство разнообразных параллелей говорит за то, что вряд ли законно
возведение богатырей к одному какому-нибудь литературному источнику. Некоторые,
если не все, мотивы былин о Святогоре относятся к числу так называемых бродячих
мотивов, которые могли проникать в народную поэзию в разные времена из очень
различных источников.
БОГАТЫРИ Киевского цикла - Богатыри Киевского цикла должны
быть разделены на несколько групп. Прежде всего бросается в глаза различие
между богатырями - воинами (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и
другие) и богатырями, никаких подвигов не совершающими (Чурило Пленкович, Дюк
Степанович, Соловей Будимирович и другие). Особую небольшую группу составляют
Дунай, Дон и Сухман, которых старые мифологи относили к "старшим".
БОГАТЫРИ русские - Былины являются эпическими песнями о
русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их
свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из
этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и
таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около
главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается еще
вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных,
одной и той же Былины. В настоящее время главное стремление ученых
исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения
самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен
указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность
русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического
или бытового, и что занято у других народов. Ор. Миллер, полагает, что
восточное влияние на русский ряд богатырей отразился только на тех былинах
«которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к
таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле».
БОГАТЫРИ силачи - Асилки. По белорусскому поверью, «асилки»
(богатыри-силачи) имеют в своем теле так называемые чертовы ребра.
БОГАТЫРИ - Слово "богатырь" в русском языке
восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками
заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не
известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского. В
летописи (Ипатьевской) слово "богатырь" встречается впервые в
рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения
того понятия, которое теперь обозначается словом "богатырь", в
древнерусском языке употреблялось слово "хоробр" или, с
церковно-славянской окраской, "храбр". По некоторым памятникам можно
проследить, как постепенно слово "богатырь" вытесняет слово
"храбр". Так, например, в Суздальской летописи (рукопись XV века)
рассказывается: "И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70
храбрых"; в позднейших списках этой летописи вместо "храбрых"
читаем "богатырей". Ученые старой мифологической школы делили
богатырей на "старших", к числу которых относили Святогора, Микулу,
Вольгу, Сухмана, Дуная, Дона; и "младших": Илья Муромец, Алеша
Попович, Добрыня Никитич и так далее. Сравнительная школа устраняет это
деление, считая Святогора, Микулу и других заимствованными образами. Как бы ни
был разрешен окончательно вопрос об элементе заимствования в этих былинных образах,
по своему характеру богатыри, называемые обыкновенно "старшими",
отличаются от "младших" более слабым развитием исторического элемента
и слабой приуроченностью к циклу Владимира.